События дня:

Авторизация
Вы не авторизованы. Попробуйте еще раз
У Вас еще нет аккаунта?
Регистрация или войти с помощью

Это наше дело

Ветеран ТЭЦ Николай Курбатов - третий из династии энергетиков

В этом году Николаю Курбатову, бывшему начальнику турбинного цеха ТЭЦ, исполнится 72 года. День рождения у него в декабре – почти что в День энергетика. Он 30 лет (с 1983 по 2013 год) руководил турбинным цехом ТЭЦ. Начинал учеником слесаря в 1971 году. Много учился, узнал производство изнутри. А в 2000-х, когда шло перевооружение ТЭЦ, был одним из тех, кто возглавил революционный по тем временам проект – запуск парогазовой установки (ПГУ) Siemens. Это адаптированный для промышленных предприятий авиационный двигатель. В нём газ сгорает под высоким давлением, вращая турбину, которая в свою очередь вращает генератор. В начале 2000-х газовые турбины, вырабатывающие электричество без паровых турбин, на ТЭЦ не использовались. Глазов стал пионером в этой области.

Вся семья Николая Борисовича связана с профессией, которая приносит людям свет, тепло и горячую воду.

Его дед Николай Елизарович Курбатов работал заместителем директора в «Ленэнерго», причем в самые тяжелые годы блокады Ленинграда.

Отец Борис Николаевич Курбатов приехал в Глазов в 1947 году вместе с женой Зинаидой Михайловной по распределению после окончания энергетического техникума. Участвовал в пуске Теплоэлектроцентрали, на пенсию вышел с должности главного инженера.

Мама Зинаида Михайловна Курбатова трудилась инженером на ТЭЦ, затем работала в энергослужбе цеха 60.

Жена Николая Борисовича - Лидия Ивановна тоже работала в энергетике, в цехе №17 – сейчас это тоже филиал РИР, как и ТЭЦ.

Дочь Кира Николаевна Курбатова сегодня трудится специалистом в филиале РИР.

 

Багажник в машине у Николая Борисовича Курбатова полон удочек. Хотя рыбу он в этом сезоне еще ни разу не удил. Некогда. Целыми днями колесит по району и его окрестностям в поисках живописных мест – скоро внуки приедут из Краснодара, их надо вывезти куда-то на природу. Чтобы речка, чтобы елочки, чтобы воздух – красота!

Вот как бывает: чем суровей человек внешне, тем больше нежности в его сердце. На 50-летие супруги Николай Борисович заявился с огромным букетом ромашек.

- Это мой самый дорогой подарок, который я от него получала! – с улыбкой вспоминает Лидия Ивановна. – Я розы не очень жалую, а вот полевые цветы – ромашки, васильки, это да.

 

Познакомились они в общежитии московского института, где оба учились заочно. Вместе 47 лет. Верность – краеугольный камень того фундамента, на котором они построили свою жизнь.
И верность профессии в том числе. 42 года Николай Борисович проработал на ТЭЦ. Начинал с учеников слесаря. На пенсию ушел в шестьдесят с должности начальника турбинного цеха, которым руководил 30 лет.

 

- Николай Борисович, я пришла к вам на интервью, потому что у нас в газете идет серия статей, посвященных 75-летию ТЭЦ. А вы – отец-основатель!

- Не-а, не я - батька мой! Они с мамой пережили блокаду, в сорок седьмом году приехали в Глазов по распределению после энергетического техникума на строительство завода. Отец был одним из тех, кто запускал ТЭЦ. Был начальником турбинного цеха, потом главным инженером. А дед мой Николай Елизарович был заместителем директора в «Ленэнерго».

 

- То есть у трех поколений вашей семьи общее дело жизни – энергетика. Я знаю, что в этой профессии человек себе не принадлежит. Часто приходилось из дома на работу срываться?

- Среди ночи звонят – так и так, что-то случилось. А такси тогда не было, автобусы после двенадцати не ходили – вот и бежишь пешком с нового района.

 

- Прошу простить, если вопрос покажется резким, но скажу как есть. Обычно люди при должности своих детей хотят сначала в вуз, а потом на какое-то теплое место пристроить. А вы при таком отце пришли на ТЭЦ учеником слесаря – не обидно?

- Мы когда новую турбину на газу запускали, пусконаладкой занимались шведы – в частности, Бенни Янсен, руководитель группы. Он когда узнал, что я начинал со слесарей, мне сказал так: «Николай, у нас наверх никогда не пойдешь, пока не покрутишь гайки внизу!».

 

- Когда вы пришли на ТЭЦ учеником слесаря, к вам, наверное, отношение было, так сказать, с удвоенным коэффициентом. Вы это осознавали? ТЭЦ – это же такая махина, руки не дрожали, когда вы свою первую гайку закручивали?

- Нет, я попал к очень хорошим людям – это Иван Федорович Лапин, Василий Николаевич Князев, Павел Кондратьевич Семенов. Они все очень по-доброму относились к нам.

 

- Николай Борисович, любая профессия накладывает отпечаток на человека. Вот, к примеру, сапер должен быть осторожным, пожарный сильным, журналист языкастым. А каким должен быть энергетик?

- Умным! – безапелляционно заявляет мой собеседник. – В нашей работе надо уметь брать на себя ответственность, уметь просчитывать на два шага вперед.

 

- Представляю, что вы чувствовали, когда переводили ТЭЦ с    угля на газ – это же, считай, целая революция!

Тишина в ответ. Задумался. Вижу, что Николай Борисович мой пафос явно не разделяет. По прошествии лет этот, по сути, глубинный прорыв для него так и остался обычной работой.

- До нас на ТЭЦ в стране таких турбин не было. Не учли, что входное устройство должно быть с импульсной очисткой и подогревом входящего воздуха. У нас опыта не было, и мы запускались без подогрева воздуха – и у нас два раза первая ступень накрывалась: образовывался лед на лопатках, и их ломало. Вызываем шведов. Весна, деревья все в кружаке…

 

- Кружаке?

- Ну, в инее. Бенни Янсен спрашивает: что, у вас речка что ли рядом? Я говорю, да, пятьсот метров – Чепца. Ну, говорит, молодцы, вы попали! Такое входное устройство у нас было только в горах в Тегеране, где очень сухой воздух. Все ваши проблемы из-за этого – надо менять комплексное воздухоочистительное устройство. И вот через полгода заменили его, и более-менее все заработало.

 

- Николай Борисович, ну неужели никогда при такой нагрузке на работе не было желания все бросить – да пропади оно пропадом?!

- Никогда, - очень серьезно отвечает мой герой. – Никогда у меня такого желания не возникало. Это у меня от батьки. ТЭЦ – это наше дело, в этом мое предназначение.

 

- А когда вы на пенсию ушли, легко ли вы привыкали к этой свободе – теперь что хочу, то и делаю?

- Да его несколько раз, когда он уже на пенсии был, приглашали на работу – пропуск оформляли и он шел, советовал, - говорит Лидия Ивановна.

 

- Да, на ТЭЦ так было принято всегда – передавать опыт от старших к младшим. Я знаю, что нынешний руководитель предприятия, директор глазовского филиала АО РИР Игорь Корепанов считает вас своим наставником.

- Турбинисты на ТЭЦ – это как особая каста. А Игорь Владимирович – человек толковый. Я его еще ребенком знал. Мы жили в квартире у родителей на Наговицына, а их семья - в соседнем подъезде. Я часто видел его во дворе – идет с мамой за руку и сестру свою за ручку держит.

 

- В юбилейный год снова повидаетесь. Нравится с коллегами встречаться?

- Застолий и банкетов я не люблю, - честно признается Николай Борисович. – А вот последний раз нас в Сянино приглашали – там хорошо было, со всеми повидался.

 

- Что пожелаете коллегам в год 75-летия ТЭЦ?

- Работать без сбоев, любить свою работу – ну и здоровья, конечно, всем, успехов.

 

- Николай Борисович, и вам - здоровья! Удачи в поиске красивых мест для рыбалки с внуками. Отдыхайте всласть, вы это заслужили!

Комментировать
  • Комментариев не оставлено. Вы можете быть первым
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика