Будущее за молодежью. И за нее сегодня надо бороться
2 ноября состоялась интернет-конференция нашей газеты с депутатом Государственной Думы Алексеем Загребиным.
Накануне Дня народного единства наши читатели задавали Алексею Егоровичу вопросы о будущем страны. Так или иначе, вопросы касались именно будущего, потому что тема звучала так: «Что нас объединяет и разобщает?»
Мы решили обобщить некоторые вопросы, так как они повторялись. Суть не была изменена, просто Алексей Загребин ответил на все вопросы сразу. Получилась цельная публикация, что органично для общественного деятеля и вместе с тем историка.
Анна Николаевна:
Уважаемый Алексей Егорович! Вы - историк. История движется по спирали. На каком витке, на ваш взгляд, сейчас находится наша страна, наша республика. Способствует ли этот отрезок времени объединению или, наоборот, развивается социальное неравенство? И что необходимо сделать, чтобы наше общество действительно объединилось?
Марина:
Уважаемый Алексей Егорович! В истории нашей страны очень много примеров, когда мы смогли сплотиться вокруг одной идеи. Сегодня это легко сделать, если в основе всего лежит сострадание и желание помочь. Посмотрите, как все откликаются, когда видят сюжеты по телевидению о больных детях, которые нуждаются в помощи, как мы поддерживаем Сирию и Донбасс. Но как трудно говорить на одном языке, когда жизнь начинают измерять достатком. Сможем ли мы переломить психологию потребления, навязанную нам Западом. И еще мне хочется, чтобы Вы рассказали молодежи, к чему приводит погоня за всевозможными благами и богатством. Какая перспектива у общества потребления.
Инна:
Почему мы не можем объединиться вокруг прекрасной идеи - любви к своему городу, любви к Удмуртии. Сами внушаем детям: «Учись хорошо, сынок, а то не поступишь в нормальный вуз, вернешься в город, будешь неудачником». Может быть, уже сегодня нужны программы на уровне детского сада, школы, в которых педагоги начнут рассказывать об Удмуртии, Глазове, а когда станут дети чуть старше, можно готовить их к знакомству с различными рабочими профессиями. Удмуртия всегда была рабочим краем, мы гордились нашими сельчанами, их достижениями. Почему сегодня все хотят стать менеджерами, блогерами, ходить на каблуках по асфальту и ездить на дорогих автомобилях? Объединит ли нас всех общее будущее, и каким оно должно быть? Можно ли вернуть молодежь в наши города и села. Что для этого необходимо сделать?
Александра:
Нас разобщают финансовые возможности. В свои 26 лет работаю на двух работах, выплачиваем с мужем ипотеку за жилье в новостройке и автокредит. Я слишком хорошо живу в понимании ровесников, потому что у них нет ни квартиры, ни автомобиля, нет желания работать. Мне кажется, возможности сегодня у всех равные, надо стремиться к лучшей жизни, трудиться и тогда разговоров о разобщении вообще не будет.
Алексей Загребин:
Уважаемые Анна Николаевна, Марина, Инна и Александра! Прежде всего, спасибо за интересные и очень непростые вопросы. Думаю, что наша республика, как и вся Россия, сейчас находится, если говорить о «спирали», на одном из крутых поворотов, который начал закручиваться в начале 1990-х гг., когда перестали работать устоявшиеся на длинной дистанции правила и нормы, когда новые понятия и понимания постучались в каждую дверь, пришли в каждую семью. С ними вместе пришли те новшества, что ныне составляют базис экономики и быт россиян. Пройдя сквозь судьбы людей, эти новации принесли немало полезного, появилась свобода выбора, открылись дополнительные окна возможностей и социальные лифты. Но вместе с тем в жизнь вошли жёсткие реалии рынка, растущего индивидуализма и культа денег. Нет, я абсолютно не против стремления к достатку и зажиточности. Это в традиции нашего народа. Обладание собственностью ведет к ответственности и бережливости. Но, как говорил классик, не делайте из денег культа. Бездумное, а порой и безумное служение золотому тельцу еще никого не доводило до добра. Некоторые же оказались не готовы к столь стремительной смене ориентиров, превратившись в откровенных хищников, а кое-кто и в паразитов. Впрочем, подавляющее большинство сограждан сохранили в себе ту порядочность в делах и отношениях, что издавна была присуща россиянам.
Наступившая к середине 2000 годов ситуация относительной равновесности между желаниями и возможностями потребления обеспечила стране не просто время для накопления ресурсов, но и стартовую площадку для поступательного движения вперед. Однако под давлением внешних факторов мы покинули зону сравнительно комфортного пребывания и были вынуждены, по сути дела в экстренном порядке, создавать новую экономику в условиях крайне сузившегося финансового горизонта. И здесь вскрылись те скрытые проблемы и зоны нестабильности, начиная с закредитованности как отдельных граждан, так и регионов, включая незавершенность диверсификации базовых отраслей промышленности, завершая социальной апатией части населения не увидевшей себя при распределении благ и перспектив. Вместе с тем, возросший вес России в мировой политике и готовность нашего лидера последовательно отстаивать интересы страны среди ведущих государств дает нашему обществу дополнительный импульс для консолидации.
Возвращение Крыма, борьба с терроризмом на глобальном измерении, укрепление обороноспособности, импортозамещение, гарантированный гособоронзаказ, успехи в сфере аграрного производства стали не просто вехами последних нескольких лет, но и, на мой взгляд, ответами на тот каждодневный экзамен, который приходится держать гражданам страны не готовой к роли послушного ученика начальной школы или, что хуже – некритичного пациента с ворохом просроченных рецептов спасения. У нас просто нет иной задачи, как удержаться на этом крутом витке истории Отечества, не растерять друг друга, поддерживая себя семейными узами и добрыми отношениями и конечно верой, которая у каждого своя, но, в конечном счете, общая. Нам многому предстоит научиться и освоить экономику знания. Невозобновляемые ресурсы не бесконечны и уже в недалеком будущем поддерживать потребительские возможности станет рентабельно только за счет высокотехнологичных умных и чистых производств. Сделать это реально, лишь опираясь на научные разработки, к счастью, еще не оскудевшие на дерзкие идеи и не тривиальные решения. Об этом нам стоит задуматься уже сейчас, обратив самое пристальное внимание на образование, обучение и воспитание, то есть на молодежь.
Молодые люди – это не просто будущее Удмуртии и всей России. Это качество жизни в каждом городе и селе. Каким оно будет? А, ровно таким, каким мы его растим сейчас. Если школьный учитель вздрагивает только при одной мысли о «трудовом воспитании», ожидая санкций от надзорных органов, простимулированных отдельными родителями, не задумывающихся, какими навыками и умениями овладеет их чадо при входе во взрослую жизнь, это не нормально. Вполне очевидна и коллизия между правами и обязанностями при получении профессионального образования за бюджетный счет, когда вложив значительные средства в подготовку специалиста, общество не получает ничего и никого. Считаю, что эта нерешенная проблема является ключом ко многим пока закрытым дверям современности. Пока на законодательном уровне не будет урегулирован вопрос с подготовкой профессионалов, готовых работать в области, которой он учился и на том предприятии, или в муниципалитете, которые направляли его на учебу в качестве «целевика», сложно надеяться на процветание наших сел и нестоличных городов. А, вот уж задача властей всех уровней обеспечить такого молодого специалиста программами поддержки, чтобы он не чувствовал себя простым «отработчиком».
Николай Бабинцев:
Алексей Егорович! Вы – первый депутат Государственной Думы, который так много общается с людьми, Вам можно задать любой вопрос, Вы – человек открытый. Спасибо за работу. Что Вам не нравилось при переезде в Москву, к чему приходилось привыкать, чему радуетесь, возвращаясь в Удмуртию.
Алексей Загребин:
Спасибо за высокую оценку моей деятельности! Для меня Москва всегда была непростым, но в принципе понятным городом, живущим своей, довольно замкнутой жизнью. Сказался почти десятилетний опыт работы директором федерального академического института, когда в командировках между Екатеринбургом и Москвой проходило порой по полмесяца. Мои домашние уже давно привыкли к образу жизни «отца-вахтовика». Став депутатом Госдумы, конечно, я большую часть времени провожу в Москве. Хотя, стараюсь каждые выходные быть дома, встречаться с родственниками, моими студентами и аспирантами. Выручает «региональная неделя», когда в поездках по Удмуртии работаешь и отдыхаешь душой, поскольку только при наличии диалога с жителями республики работа депутата становится действительно эффективной!