Антонина Набокова: "Мне выжгли душу дотла"
ВЕТЕРАНА Антонину Ивановну Набокову хорошо знают в поселке Птицефабрик. Она работала в культурном центре «Победа» со дня его основания. А когда вышла на пенсию, долгое время пела в ветеранском хоре. Не по ней было сидение в четырех стенах.
ЖИЗНЬ Антонина Ивановна прожила тяжелую, как и все поколение детей войны. Росла она в деревне Полдарай. Отец погиб на фронте. Мама, выбиваясь из сил, тянула большую семью, до полусмерти уставала на строительстве Балезинской железной дорог, засыпала с ложкой во рту. Ребятишки неделями оставались дома одни, работали наравне со взрослыми.
СПАСЛА в то время коза. Козье молоко у крестьян не изымали. Тоня в любую погоду носила бутыли с молоком сосланным в Глазов немцам. Пятнадцать километров туда, пятнадцать обратно в худых лаптях. Так и выжили все за счет животинки.
АНТОНИНА Ивановна честно трудилась, вырастила троих детей, с мужем жила в ладу. Со старостью мириться не собиралась, стремилась побольше бывать среди людей. Но, как говорится, пришла беда - отворяй ворота. В марте 2016 года поскользнулась на тротуаре возле дома, упала, сломала обе руки. Признавать себя беспомощной не хотела. Прошла серьезное лечение и даже выиграла суд у управляющей компании. Денег, правда, пока так и не получила. А нынешней осенью случилась новое несчастье.
В НОЧЬ с 31 августа на 1 сентября полыхал пожар за Горгазом.
- Ивановна, сарай твой с козами горит! - позвонил ночью сосед Набоковых.
Наспех одевшись, хозяева выбежали из дома, бросились, да было уже поздно. Сосед после рассказал Набоковым, как пытался сбить замок с двери сарая. Не сумел - надежным оказался замок. Рассказал сосед, как упрашивал пожарных тушить в первую очередь именно этот сарай, пока еще горела только крыша. Как ревели обезумевшие козы...
ВСЕ ЭТО Антонина Ивановна вспоминает со слезами:
- Котенка из горящего дома спасают, а тут сразу три козы! И ведь столько пожарных расчетов туда прибыло.
Жаловаться бессмысленно, заявить об ущербе невозможно. Сарай этот Набоковы купили в 90-е годы с рук. Документы оформлять не стали - подумаешь, невелико богатство. Держали козочек много лет.
ОСТАЛИСЬ от Маньки и ее малых деток рожки да ножки. Да фотокарточка с козой и козлятами на стенке в комнате прикреплена - как раз на фоне фотообоев с зеленым лугом. Гляди, вспоминай.
АНТОНИНА Ивановна, честная и прямолинейная, ни о чем прожитом не жалеет. Да, не было детства. Да, много на долю выпало бед. Но это все можно в душе побороть. А вот коз очень жалко, это горе из души не вытравишь. Ходят по городу люди, которые подожгли сараи. Их Антонина Ивановна называет фашистами. Выжгли они дотла бабушкину веру в людей.