Андрей Караваев стал первым в ТВЭЛе и Удмуртии Героем Труда
C Днём работника атомной промышленности!
Токарь Чепецкого механического завода Андрей Караваев стал первым Героем Труда в топливном дивизионе Росатома - и у нас, в Удмуртии, тоже. Награда символизирует наивысшую степень признания заслуг граждан России перед государством и народом.
Он работает на одном из уникальных производств ЧМЗ, которому нет аналогов в России - по выпуску изделий биологической защиты. Андрей Алексеевич - ведущий станочник по изготовлению и сборке изделий системы мягкой посадки спускаемых космических кораблей и беспилотных космических аппаратов. Участвовал в производстве перспективных и опытных образцов защитной техники: транспортных контейнеров для перевозки источников излучения, блоков биологической защиты гамма-дефектоскопов. Изготавливает детали для дистанционных гамма-терапевтических аппаратов и гамма-дефектоскопов, применяемых для лечения больных злокачественными опухолями.
Андрей Караваев щедро делится с молодыми рабочими своим богатым опытом и обширными знаниями: выступает наставником у молодых токарей и студентов-практикантов.
Помимо звания Героя Труда, является обладателем медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и ордена Дружбы.
После работы он читает сказки. Так Андрей Алексеевич называет книги в жанре в фантастики. С детства, говорит, люблю читать. Я слушаю и удивляюсь: в доинтернетовскую эпоху любовь к чтению не казалась чем-то особенным, а сейчас – это редкость, эксклюзив!
Но Андрей Караваев уникален не только в этом. Он пришел на завод в 1982 году – реализовать мечту. Представляете, у человека с детства была мечта: научиться работать на токарном станке.
- Мне было лет десять-двенадцать, когда нас привели на экскурсию на станцию юных техников. Там в одной из мастерских я увидел токарный станок и подумал: вот бы научиться на таком работать! Видимо, слишком громко подумал – где-то наверху услышали, - смеется Андрей Алексеевич. – Потом в школе начались уроки труда. Потом в училище пошел двадцать четвертое на токаря. Потом уже на завод устроился.
- Мечты сбываются – так?!
- Так, - уверенно говорит мой собеседник. – Вот все говорят, что завод – это стабильность, уверенность в будущем. А для меня это мой дом, моя семья. Вне этих стен я себя, наверное, уже не вижу. У нас цех очень дружный, люди очень хорошие. Я благодарен тем, с кем работаю сейчас и с кем работал ранее за помощь и поддержку в нашем общем деле. Общаемся хорошо. Вот я раньше только на летнюю рыбалку любил ездить, а благодаря коллегам и к зимней рыбалке пристрастился! – шутит Андрей Алексеевич.
- Жена, получается, все время дома одна, - подхватываю я его шутку.
- Нет, у меня супруга почище любого рыбака рыбачка – вместе любим ездить.
- Ваш токарный станок ЧПУ очень напоминает космический корабль. Нет-нет, я не преувеличиваю нисколько, Андрей Алексеевич. Вот же фото, поглядите: вы в белоснежной шапочке, панель приборная с кнопками – вообще не подумаешь, что это цех, что это станок. А начинали вы…
- А начинал я с простых винтиков, гаечек – учеником же еще пришел. Наставник был у меня хороший такой мужик – токарь Учанев. Я вначале пытался всё время подсматривать: что они и как там делают, какие режимы ставят на станке, какие бывают материалы. Спустя недолгое время меня уже на более ответственные операции стали ставить. У меня такая заинтересованность была, что, когда первый год отработал и ушел в отпуск, он мне таким длинным показался – ну когда, думаю, уже этот отпуск закончится!
- А потом, наверное, уже никогда не говорили так - от авралов всегдашних спасу не было?
- Нет, авралов особых у нас никогда не было. Все стабильно. Но сложности были: когда, к примеру, мы изготавливали большой заказ - стерилизатор так называемый. Больше двух тонн весит.
- И как же такую махину – да в станок?
- Что вы, - снова вспыхивает улыбкой Андрей Алексеевич. - Это же сборка – там все по частям, поэтапно. Несколько человек над этим стерилизатором трудились, довольно-таки сложный профиль у деталей был, ответственное дело.
- Тот станок, который вы увидели в детстве на станции юных техников и станок с числовым программным управлением – это как две разные вселенные.
- Конечно. Раньше мы делали все вручную. А сейчас – задал программу и работаешь. Но с любым станком надо быть постоянно сконцентрированным, нельзя расслабляться. Любая деталь, вне зависимости от сложности - это всегда ответственно. Нужно не торопиться, делать все так, как надо. От каждого на участке зависит, какой в итоге результат получится.
- Но к вам-то, наверное, особый подход – вы же уже заслуженный-перезаслуженный?
- Никаких особых подходов. Это производство – тут все четко, одинаково. Единый организм, в котором все должно работать как часы.
- Скучная, монотонная работа – изо дня в день одно и то же…
- У меня никогда такого не было, что мы точим одну и ту же деталь. Постоянно новые задачи. Да я, наверное, и не смог бы каждый день одно и то же делать. Каждый раз как будто пытаешься покорить деталь: подобрать один режим, потом другой, инструмент какой-то определенный выбрать.
- Технический прогресс идёт вперёд, - рассуждает Андрей Алексеевич. - Появление станков ЧПУ – это большое облегчение токарю. Менее трудоемко, детали производятся быстрее, чище становится и тише в цехе.
- Но все равно эта работа физически сложная – сильно уставали?
- Когда работал на простом станке - там, да, бывало: и детальки тяжёленькие, и сам станок другой. А вот с приходом ЧПУ - намного легче стало.
- Вы больше сорока лет на ЧМЗ, были ведь и сложные периоды: например, в девяностые, когда зарплату «молодцовками» выдавали. Когда-нибудь приходила мысль уйти с ЧМЗ?
- Уйти-то нет, такой мысли не было. Но времена тяжелые были: когда, к примеру, только по два дня работали. Было даже такое, что на рынок выходил – вещи свои продавал, потому что деньги нужны были. Но продержались как-то, потихонечку.
А сегодня я с радостью наблюдаю, какие перемены происходят у нас на предприятии. Горжусь, что работаю на ЧМЗ. Моя награда - оценка труда всего коллектива.
Андрей Караваев, как и все заводчане, 28 сентября отмечает День работника атомной промышленности. В этом году праздник выпал на воскресенье. Супруга Татьяна накроет стол, а, может, они, стараясь ухватить последние погожие деньки бабьего лета, вместе поедут на рыбалку на Пудемский пруд. Обычные радости обычной семьи, глава которой удостоен наивысшей награды страны.
Токарь Караваев – счастливый человек, у которого и на работе, и дома все хорошо. Он заслужил это счастье. И награду высокую за свой труд - тоже.
В детстве Андрей Караваев увлекался борьбой. Заслуженный тренер Удмуртской Республики Владимир Владимирович Перминов говорит о своем воспитаннике:
- «Андрей, держись бодрей» - помню, помню: хороший был мальчишка, трудолюбивый. В походы вместе со мной ходил – долгие, не как сейчас. Тренировался ответственно. Я очень рад, что ему такую награду дали – достойный человек!
Спорт Андрей Алексеевич не бросил: несколько раз в неделю занимается настольным теннисом. Непростая, говорит, игра: попробуй распознай вращение шара. Но упорство у него в крови, иначе бы не стал тем, кем сейчас является – настоящим Героем.
Отец Героя Труда Алексей Михайлович Караваев тоже трудился на заводе. Это он пристрастил сына к рыбалке – часто брал парнишку с собой, и Андрею это очень нравилось. Самые теплые воспоминания из детства связаны с папой и речкой.
Сын Героя Труда Григорий Андреевич пошел по стопам отца – трудится токарем в металлургическом цехе 60.
- Ответственный, трудолюбивый, - говорит Юрий Шишмаков, инженер-технолог участка (титановое производство). – Хороший парень! Когда у нас в работе особо ответственная деталь, то Григорий – тот, кому можно доверить эту работу. Тот случай, когда яблоко от яблони упало туда, куда надо.