В поисках культурного кода
Проект музея «Иднакар» «Гид из прошлого» стал победителем грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Ежегодно его проводит Благотворительный фонд предпринимателя Владимира Потанина. Сейчас идет реализация проекта. Кто такой «Гид из прошлого»? На этот и другие вопросы горожан во время интернет-конференции ответил заведующий отдела археологии музея-заповедника «Иднакар» Александр Демин.
Многослойный проект
Георгий Иванов: - Кто такой «Гид из прошлого»? В чем суть проекта?
Александр Демин:
- Гид из прошлого - средневековая девочка 11 лет, похожая чертами лица на женщин, которые в XI-XII веках жили на городище Учкакар. Суть проекта - создать цикл рассказов о жизни девочки, чтобы погрузить современного человека в эпоху Средних веков. Всё, что поведает девочка-гид, будет происходить на чепецких городищах и опираться на факты, известные археологам. Реализация проекта рассчитана на один год. Проект получился «многослойным»: предусмотрена и исследовательская сторона, и техническая, и социальная. Большая роль в нем отведена совместной работе с местным сообществом и школьниками.
Вряд ли основная масса глазовчан имеет представление о населении Удмуртии в начале второго тысячелетия нашей эры. Поэтому хочется, чтобы наша молодежь знала свои истоки, имела представление о финно-пермском мире представителя чепецкой культуры. Мы хотим сделать этот мир видимым, объёмным, ощутимым. А чтобы он не стал чем-то инородным, сами школьники будут его прорисовывать и отчасти создавать.
Последние романтики
Андрей Соловьев: - Кто автор идеи? Как она родилась? Кто еще задействован в проекте?
- Авторы - Александр Дёмин и Наталья Криницына. Мы участники раскопок на Учкакаре, и нам всегда хотелось «пообщаться» со средневековыми людьми. С этой романтической и вдохновляющей идеи и началось проектирование.
Ведущий специалист проекта - художник компьютерной графики Василий Ившин. Именно он отвечает за внешний облик девочки гида и ее материальное окружение. Учитель Валентина Наумова держит связь с жителями деревни Озёрки, которые гипотетически могут быть потомками жителей Учкакара, поскольку местные чепецкие племена участвовали в формировании северных удмуртов. Краевед Альбина Баженова оказывает неоценимую помощь в изучении и обработке сведений по топонимике окрестностей Учкакара.
Вовлечены в проект многие сотрудники музея «Иднакар».
Главные помощники – дети
К. Трефилов: - Какая роль школьников в проекте?
- Школьники будут выступать не только в роли создателей моделей предметов. Они - целевая аудитория, которой мы предложим серию голосований по поводу внешности персонажа, конкурсы и мастер-классы, которые уже проводим в школах района, а в будущем - и города.
Венера: - Зачем нам нужен гид из прошлого? Если экскурсоводы не справляются со своей работой – ищите новых, которые умеют интересно рассказывать о музейных экспонатах.
- Любой экскурсовод рассказывает от лица нашего современника, к тому же, излагает материал языком взрослого. Нашему гиду одиннадцать лет, она говорит не о чужих, а о своих вещах, о своей эпохе языком подростка, и потому будет понятнее и ближе современным детям.
Гульнара Данилова: - В чём заключается образовательная составляющая проекта?
- Скорее не образовательная, а просветительская. Согласитесь, мы имеем дело с «мёртвой» эпохой, о которой нужно рассказать живым языком. Откуда взять эту живость? Мы решили, что соавторами текстов станут дети, они помогут переформатировать экскурсии в небольшие случаи из жизни гида. Вот девочка попала в кузницу и с любопытством наблюдает за превращениями металла. А вот она в лесу, собирая травы, находит наконечник охотничьей стрелы. Какие эмоции и страхи она испытывает, какие мысли проносятся в её голове? Это могут передать только дети. Перед написанием историй они пройдут ту же подготовку, которую проходят экскурсоводы: познакомятся с предметами Средневековья и их контекстом. Более того: зарисуют вещи, сделают их слепки, создадут на компьютере 3D модели. Так они почувствуют, что не просто обучаются, но и вносят вклад в развитие музея.
Одно другому не мешает
Иван: - Слышал, что проект будет направлен не на глазовчан, а на жителей Ярского района. Или глазовчанам от него тоже польза будет?
- В средневековье на севере Удмуртии не было разделения на Глазовский или Ярский районы. Жители Учкакара в современном Ярском, и Иднакара в теперешнем Глазовском районах представляли собой одну общность. Я надеюсь, что «Гид из прошлого» станет важен для всей республики, а осязаемые результаты будут представлены как в музее «Иднакар», так и в музейной комнате деревни Озёрки Ярского района.
Ксения Каркина: - Может ли проект привлечь в Глазов туристов?
- Проект направлен не на создание туристических маршрутов или туристической среды, но мы надеемся, что новые формы экспозиционной работы привлекут внимание не только нашего региона. Конечно, виртуальный экскурсовод - новинка, способная стимулировать внутренний туризм, поскольку ничего подобного в Удмуртии пока нет. Более того, восстановленная в скульптуре внешность жительницы Учкакара будет интересна финнам, венграм, эстонцам как первая и единственная визуализация облика чепецкого человека.
По методу Герасимова
Игорь Филимонов: - Читал, что в проекте должны провести реконструкцию древнего жителя Удмуртии. Этот этап закончен? Есть ли данные, кто это – мальчик или девочка? Насколько этим данным можно доверять?
- Этот этап подходит к завершению, работы выполняет лаборатория пластической реконструкции имени М.М. Герасимова. Антропологи с мировым именами Е.В. Веселовская, С.В. Васильев, О.М. Григорьева впервые реконструировали внешность человека с территории средневековой Удмуртии. По исследованиям это оказалась женщина тридцати лет с уралоидными чертами лица. Данные абсолютно достоверны: их предоставляет лаборатория, работы которой известны всему миру. Лица Тамерлана, Ярослава Мудрого, Софии Палеолог и Ивана Грозного мы знаем именно благодаря школе Михаила Герасимова.
Кто ваши предки?
Н. Санникова: - Какой эффект вы надеетесь получить от проекта?
- Эффект в таком деле не может быть мгновенным, поскольку мы хотим что-то поменять в головах людей. Идеальный результат - восстановление культурного кода, памяти о прародителях северных удмуртов. Было бы хорошо, если бы через несколько лет, отвечая на вопрос «Кто ваши предки?» молодёжь вспоминала бы представителей чепецкой археологической культуры.
Точка роста
Артем Данилов: - Как вы считаете, поможет ли ваш проект развитию археологии? Есть ли в городе такое объединение? Если нет, может, его нужно создать?
- Археологию нужно популяризировать, и это одна из задач проекта. Удмуртская наука движется вперёд, но самые свежие изыскания не всегда доходят до народа. В частности, наиболее актуальные раскопки на городище Учкакар проходят последние семь лет. Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского Отделения Российской Академии Наук (УИИЯЛ), организующий экспедиции, находит волонтёров, но, к сожалению, из Глазова ездит лишь один класс. Да и тематического объединения в городе нет. Но если проект вдохновит на создание клуба финно-пермской реконструкции или центра детского развития с археологической тематикой, мы будем рады. Накоплено достаточно материала, чтобы в Глазове появились подобные точки роста.
Вопрос-ответ
Николай: - Как я понял: гид не имеет отношения к музею «Иднакар». Он - житель Ярского района, а не горы Солдырь. Тогда почему он будет работать в музее «Иднакар»?
- Миссия музея состоит в том, чтобы сохранять и вести просветительскую работу в отношении всех памятников чепецкой культуры, к которым относятся Иднакар, Учкакар, Гурьякар и другие.
Василий: - Имеет ли «Гид из прошлого» отношение к Иднакару или Дондыдору?
- К Иднакару отношение прямое: наш Гид родом из этого же времени. Общая культура городищ Учкакар и Иднакар позволяет предположить, что в них жили родственные общины. ДондыДор и «Гид из прошлого» – разные проекты.
Ирина Михайловна: - Зачем в проекте применяется компьютерная графика?
- Она необходима для анимации гида и для показа его предметов. Графика позволяет масштабировать и рассматривать вещи так, словно вы держите их в руках.
Иван К.: - Где будет жить гид из прошлого? В сенсорном столе или социальных сетях? Будет ли он говорить с посетителями?
- И в сенсорных устройствах, и в социальных сетях. Пока планируем общение с элементами диалога, а дальше - посмотрим.
Анна Поздеева: - Вы выиграли грант. Как считаете: благодаря чему? Какой проект нужно придумать, чтобы получить грант? На что сделать упор?
- Грант по благотворительной программе «Меняющийся музей в меняющемся мире» предоставил Благотворительный фонд В. Потанина. Организаторы и эксперты предъявляют к проектной заявке серьёзные требования: мы должны изложить ход проекта на последующий год во всех деталях, включая смету. Фонд ценит тщательное планирование, смелость и новизну идеи, нацеленность на социальное взаимодействие.