События дня:

Авторизация
Вы не авторизованы. Попробуйте еще раз
У Вас еще нет аккаунта?
Регистрация или войти с помощью

С ног на голову

Как изменилось образование в Глазове за сто лет?

Без ограничений

Александр Калинкин: - Как изменилась система образования после революции? Как стали обучать грамотности национальные кадры?

- Слишком объемная проблематика, чтобы ответить однозначно. Общими словами можно сказать следующее: государство ставило перед собой несколько задач: первая задача – сделать образование светским, общедоступным и бесплатным. Вторая задача – перестроить на новой идеологической основе. Образовательные учреждения стали государственными, были отменены национальные, сословные, религиозные ограничения в образовании.

Национальное образование получило карт-бланш: осуществлялось преподавание на родном языке, создавались словари, учебники, методические пособия, были выработаны правила правописания.

Другое дело, что разный уровень социально-экономического и культурного развития регионов не могли сразу унифицировать и внедрить в полном масштабе новую систему.

А вообще, советую самостоятельно обратиться к материалам Интернет, а лучше, - познакомиться с фундаментальными исследованиями современных историков. В частности, -«История Удмуртии: XX век». Ижевск, 2005.

Преобразования в образовании

Лариса Иванова: - Расскажите, пожалуйста, сколько учебных заведений работало в Глазове до революции, какие самые известные. Как они преобразовались после революции?

- До революционного 1917-го года в Глазове работала высшая начальная школа, городское ремесленное училище - в нем мальчики получали неполное среднее образование и специальность токаря, слесаря или кузнеца. Среднее образование давали мужская Николаевская и женская Александровская гимназии. Центром духовного образования города и обширного Глазовского уезда являлось Духовное училище, предназначенное «для первоначального образования и подготовления детей к служению Православной Церкви». В 1915-м году, в связи с введением всеобщего начального образования, в Глазове было открыто еще одно среднее учебное заведение - мужская учительская семинария, готовившая учителей для начальных школ. К осени 1917 года при семинарии открылась начальная школа, в которой семинаристы проходили педпрактику.

В 1918 году советское правительство упразднило разделение школ на начальные, высшие начальные училища, гимназии, ремесленные училища и другие. Всем школам Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, за исключением высших учебных заведений, присваивалось наименование «Единая Трудовая Школа». Новая школа разделялась на две ступени: I для детей от 8 до 13 лет, II – от 13 до 17 лет. Поэтому в 1918-м Глазовская мужская гимназия была преобразована в Единую Трудовую Школу II ступени № 1, а на смену женской гимназии пришла Единая Трудовая Школа I и II ступени № 2. Курс обучения в ней составил 9 лет, последний выпускной класс был со счетно-бухгалтерским или педагогическим уклоном. То есть выпускники имели право работать учителями.

Учительская семинария в 1919 году была преобразована в 2-х годичные педагогические курсы с подготовительным 3-м курсом при них (с отделением для подготовки школьных работников в вотских школах). В ноябре 1921 года на базе педагогических курсов в Глазове открылся Вотский институт народного образования, ставший частью истории Глазовского пединститута.

Он выбрал путь просвещения

И. Голубев: - Как сложилась судьба известных преподавателей города?

- Фамилии многих дореволюционных преподавателей встречаются и в истории советских учебных заведений Глазова: Н.В. Хорошавин, А.В. Лобовиков, А.Г. Фаллеров, В.Н. Фаллерова. Например, Алексей Георгиевич Фаллеров, преподававший русский язык и словесность в Глазовской женской и мужской гимназиях, после 1918 года учил детей в школах II ступени, он же стал одним из первых преподавателей Глазовского педтехникума. Алексей Георгиевич посвятил народному просвещению почти 40 лет и был удостоен звания «Заслуженный учитель школы УАССР».

Откуда начинался пединститут

Маша: - Я думаю, что многие и не знают историю пединститута, учительских курсов.

- О начале истории Глазовского пединститута сказано чуть выше. Формат интернет-конференции на слишком подходит для пересказывания почти 80 лет истории учебного заведения. Рекомендую обратиться к замечательным исследовательским работам преподавателей ГГПИ: «История становления педагогических учебных заведений в Удмуртии» Геннадия Антоновича Поздеева, или «Высшее педагогическое образование в Глазове» Виктора Абрамовича Сыркина и Владимира Васильевича Беляева. Кроме того, в здании старинного корпуса на ул. Революции, 17 действует музейная комната - Учебно-методический центр истории института и педагогического образования в г. Глазове, там бережно хранится история учебного заведения. Ленивым можно обратиться к сайту ГГПИ где имеется краткая информация о истории ВУЗа.

Выжить в маленьком городе было легче

 

Василий: - Сейчас очень много говорят о том, что молодежь едет из города. А как тогда обстояли дела? Были ли проблемы подобные нашим.

- Сравнивать 17-е года ХХ и ХХI века изначально необъективно. Качественно иные социально-экономические и культурно-политические условия отличали то общество от современного. В условиях войны, голода, хозяйственной разрухи и обнищания, выжить в маленьком городе было легче, чем гнаться за лучшей жизнью в столицу, в революционный пылающий центр. Хотя в «медовый месяц» революции идеи свободы и равенства были крайне привлекательны в том числе и среди молодежи. Глазовская молодежь воодушевленно принимала участие в многолюдных митингах, собраниях, манифестациях и реализовывала свои политические амбиции в уездном Глазове.

То, что нас объединяет

 

А. Вахрушева: - Чем традиционное воспитание удмуртских семей отличается от воспитания в русских семьях, есть ли отличия? Если есть, чем они обусловлены.

- Если говорить о традиционном воспитании, то ничем. Родители, как удмурты, так и русские, с малых лет воспитывали в своих детях трудолюбие. Дети с рождения включались в круг хозяйственных забот семьи и незаметно впитывали простую и мудрую мораль: «Без работы хлеб не придет». В 5- 7 лет мальчиков уже привлекали к жатве, сенокосу и другим сельскохозяйственным работам, а девочек – к рукоделию, приготовлению пищи, полевым работам. В 12 лет дочери и сыновья считались уже вполне сложившимися работниками. Заботливое отношение к слабым, почитание старших, доброта, вежливость, религиозность, почитание земли и хлеба – вот основные этические нормы традиционного общества.

Исследователи отмечают, что народом применялись разные методы воспитания: личный пример, убеждение, разъяснение, совет и одобрение, упрек или укор. Обращались также и к запрету, к угрозе и наказанию. При этом вековой опыт подводил народ к выводу, что «ребенка розгой и криком не выучишь», но и «лишняя похвала –только порча».

Найди десять отличий

 

Антон Корепанов: - Первые книги, учебники на удмуртском, когда они появились? И по каким учебникам, каких авторов учились глазовчане до революции и после.

- Первая книга на удмуртском языке "Сочинения принадлежащие к грамматике вотского языка" была издана в 1775 году в Санкт-Петербурге под руководством В. Пуцека-Григоровича. Долгое время грамматика 1775 года была единственным учебником в школах и семинариях: вотский язык входил в программу духовных учебных заведений округа, т.к. он был необходим будущим священникам для обращения иноверцев в православие.

В середине XIX века в Казани были изданы Азбуки для обучения удмуртских детей чтению на родном наречии (сарапульском и глазовском). Но оба издания были построены на переложении краткого изложения православного вероучения. Первым светским учебником для всех удмуртских школ и образцом для новых миссионерских букварей стала книга «Лыдӟон. Азбука для вотских детей» священника, педагога и этнографа Николая Николаевича Блинова. С разрешения Московского цензурного комитета она была издана в Вятской губернской типографии в 1867 году.

Что касается второй части вопроса, то обучения в Глазове никак не отличалось от обучения в стране. В дореволюционное время это были учебные программы и учебники, одобренные Министерством народного просвещения. В Советском Союзе – единые школьные учебники. В фондах краеведческого музея хранится книга И.И. Трояновского «Сто уроков по естествознанию в начальной школе» Московского издательства И.Д. Сытина 1915 года, «Практическая этимология русского языка в образцах и задачах» составителя Ф. Абраменко 1917 года, «Сборник описательных статей по Азии» 1903 года и другие. Отмечу, что некоторые книги имеют последовательные печати мужской и женской гимназий, учительской семинарии, школ I и II ступени и даже Библиотеки Глазовского вотского педтехникума, что говорит о преемственности образования. Многие учебники были переведены на удмуртский язык преподавателем Глазовского вотского педтехникума И.Ф. Ившиным. Некоторые из них хранятся в научной библиотеке пединститута.

Теперь, увы, наоборот

Женя Калинин: - Учитель 1917 года и учитель 2017 года. В чем разница между педагогами.

- Отмечу, что в 1917 году было две революции. Страна в январе 17-го ничуть не похожа на страну в конце года. О каком среднем учителе этого революционного времени можно говорить? Я могу лишь выразить свое личное мнение: раньше учитель имел права, а школьник - обязанности. А теперь, увы, наоборот.

Школ было недостаточно

Андрей Белов: - Кто в Глазове в начале века мог позволить своим детям образование. Было ли оно по карману среднестатистическому глазовчанину.

- О каком образовании идет речь? Исхожу из того, что Вы не спрашиваете о приходских училищах или университетах. В учебных заведениях Глазова учились в основном крестьянские дети. Могу назвать такие цифры: в 1916-1917 учебном году 79,5 % учениц Глазовской женской гимназии были дочерями крестьян. Обучение было платным. В женской гимназии до 1904 года плата составляла 6 рублей в год, а в Первую мировую войну выросла до 10 рублей. В мужской гимназии обучение также стоило 10 рублей в год. Отметим, что в эту сумму не входят затраты родителей на проживание ребенка, форму, учебники, письменные принадлежности и т.д. Много это или мало? Судите сами: наемная плата прислуги мужчин в Глазове в 1904 году составляла 72 рубля в год, женщин – 46 руб., средняя стоимость квартиры в две комнаты – 4 руб. в месяц.

Значительная часть глазовских учащихся признавалась «малоимущей». Для их поддержки учреждались стипендии, собирались пожертвования, организовывались устраивались благотворительные концерты и спектакли, сбор от которых шел в пользу бедных учеников. Кроме того, рассуждая о доступности образования в царской России, не стоит забывать, что школ было недостаточно и основная масса крестьян и горожан низших сословий оставались почти поголовно безграмотными.

Октябрь изменил все

Виталий Жуйков: - Скажите сильно ли изменилась система образования после революции?

- Конечно! Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила всю жизнь страны и народное образование не осталось в стороне. Советская система отличалась от дореволюционного образования демократичностью, бессословностью, бесплатностью и светскостью. Эти принципы были заложены уже в первых декретах новой власти.

Наподобие газеты?

 

Виталий Жуйков: - Была ли газета в Глазове до революции или что-то наподобие газеты?

- Ну, почему же «наподобие газеты»? Глазов начала XX века вовсе не был таким уж глухим углом Вятской провинции, как это принято считать.

Во-первых, глазовчане выписывали все 16 обще-губернских изданий.

Во-вторых, в 1912 году в городе стали издаваться сразу три газеты: «Город и деревня», «Глазовская речь», «Камско-Чепецкий край». В них публиковались распоряжения правительства, политические и экономические статьи, печатались фельетоны на злободневные темы, городская хроника, корреспонденция и объявления.

Печатались газеты в городской электротипографии М.В. Ивашева и продавались в розницу в лавках и магазинах.

В завершении Интернет-конференции хочу поблагодарить глазовчан за интерес к истории и своих коллег – научных сотрудников музея за помощь и поддержку!

Комментировать
  • Комментариев не оставлено. Вы можете быть первым
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика