Кто ответит за порчу имущества жильцов дома
Лето. Дети резвятся на детских площадках, но чаще всего на новых: ярких, затейливых, похожих то на корабли, то на космические станции. Зависть берёт – у нас в детстве такого не было. И, похоже, что не только у взрослых возникает подобное чувство. И если мы можем легко подавить желание опробовать детскую площадку, то великовозрастная молодёжь - нет, они же еще дети, им скучно.
Ребята с нашего двора
Неизменные атрибуты детских площадок прошлого: деревянные песочница и качели, металлические горка и зонтик-гриб. С распространением типовой застройки расширялся перечень малых архитектурных форм с акцентом на спорт: турники, рукоходы и лабиринты. Эти дешёвые и прочные конструкции должны были развивать тело ребёнка: учить лазить, карабкаться, преодолевать. Конструкции и сегодня в изобилии можно встретить в глазовских дворах – заросли травой и почти никому не интересны. В прошлую эпоху площадки устанавливали силами жэков, ухода требовалось минимум.
Были ли площадки прибежищем для неприкаянной молодёжи и местом посиделок местных алкашей? Да. Во дворе моего дома этот элемент неизменно гонял патруль из бабушек, выходящих скоротать время на лавочках перед подъездами. Ещё вчера одного только окрика хватало. О вандализме речи не было – поди-ка со-гни любую из железных конструкций, а фломастеры берегли.
Обычно детские площадки не особенно отличались одна от другой, и дети не ходили в соседние дворы. В девяностых за это могла спросить та самая скучающая молодёжь: «А ты чё у нас во дворе забыл?». В новое время всё изменилось – стало безопаснее. И ребёнок, повзрослев, может кочевать даже из района в район, благо игровых площадок хоть отбавляй. Но не все с этим согласны.
Районы, заборы
Спортивная площадка перед жилым комплексом на ул. Калинина, 12, с весны пустует – закрыта на замок. Открывается ли для игр местных ребятишек – пока не видел. Ключевое слово здесь – местный, ребёнок из конкретного дома, остальных не ждут. Весной между жильцами дома и родителями детей из других дворов разгорелся конфликт, ведь по мнению последних все площадки – общие. И это не так.
В Жилищном кодексе прямо сказано: земельный участок, на котором расположен дом, территория вокруг, принадлежит собственникам помещений. Более того, когда проходили продажи квартир в доме по Калинина, новосёлам обещали их собственную благоустроенную площадку. Поэтому, когда сети на баскетбольных кольцах порвали да пообносились футбольные ворота, совет дома решил закрыть площадку на замок, но собственники могут взять ключи в любой момент. Шикарной детской площадки с безопасным покрытием тоже хватило ненадолго: качели уже ломали, пластик помяли, кое-где разрисовали – и это только начало. Летом – молодёжные посиделки, мусор, как похолодает – распитие горячительного, в зимнее время – вторжение в подъезды и посиделки, как правило, на площадках последних этажей.
На починку можно было потратить средства, которые жильцы платят за ремонт и содержание жилья, но дом новый, и платежи эти относительно небольшие. Поэтому очевидным решением стало ограждение всей детской площадки, достаточно высокое даже для взрослого. На придомовой территории нет никаких муниципальных объектов, поэтому скоро собственники квартир проведут собрание и соберут нужное количество голосов. Вход на такую площадку для детей с других дворов будет только по приглашению.
Ломать – не строить
А жители жилого комплекса «Сибиряк» таким забором обезопасить свою территорию не могут – близ проходит газовая труба. Здесь детский комплекс с виду крепкий, но и сетки порваны, и поверхности исписаны. Что-то дальше будет?
Детская площадка у дома также стала прибежищем молодёжи старшего школьного возраста. По свидетельствам, они иногда здесь курят, пьют, матерятся – обычное дело, двор огорожен от улицы, и им никто не мешает пакостить. И здесь, как и на Калинина, в период холодов подростки забираются на лестничные клетки верхних этажей. И хотя рядом обилие молодых педагогов университета, совестят молодёжь только жители дома.
– Покрытие зеленое портят самокатами, велосипедами, – сетует местная жительница Наталья Юрьевна. – Ломают какую-то деталь у всех на виду. Спрашиваешь: «Чего ломаешь решётку?», он уперся: «Не скажу». Хорошо хоть матом не послали. Или вот: девочка садится ногами на качели. Говорю: «Вот иди так в квартире своей пачкай, что тебе мама скажет». И ведь в большинстве это дети из соседних дворов. Удивительно: мы в детстве в чужой двор не ходили, это было как-то стыдно.
Силой выгнать чужих с площадки – чревато последствиями, хотя собственники имеют на это право. Видимо, мы так и не сможем построить такое общество, в котором никому не придет в голову выгонять детей с детских площадок и ни у кого не поднимется рука ломать детские качели и мусорить в песочнице.
Мужской подход
Жители в переулке Среднем уверены: вандалы не переведутся, поэтому за дело нужно браться самим. Инициативные жители домов по улицам Молодой Гвардии, Энгельса, Интернациональной и переулка Среднего образовали сообщество, которое несколько лет развивает прилегающую территорию. Все началось со строительства многофункциональной спортивной площадки, затем сделали освещение – всё для детей. Но и здесь уже сетки порваны, на бортах корта - бессмысленные надписи маркером. Но молодёжь из других дворов отсюда не выгоняют. У собственников - другой подход.
– Выхожу к площадке – битые бутылки, а на корте ребята играют, – говорит главный идейный вдохновитель перемен Георгий Яковлев. – Говорю: «Ребята, сделайте паузу. Вот везде битое стекло». А они: «Это не мы». Продолжаю: «Не важно. Сами здесь играете, можете пораниться. Давайте наведём порядок». И ребята понимают. Матом никогда не посылали. Бывает, на ворота залезают, в сетке качаются как в гамаке, выхожу, предупреждаю, на доме камеры – родители ведь штраф заплатят. Знаю, есть надписи, взял хорошее средство в магазине. Рвут сетку рабицу – затягиваю плоскогубцами. Сломали ворота – сосед подтянул к делу приятелей, сваркой подварили, зачистили, подкрасили.
– А управляющая компания этим не должна заниматься?
– Можно обратиться. Но если мы ухаживать не будем, площадку всю разломают, от вандалов никуда не уйти.
И это – хороший пример, который полностью зависит от сообщества дома или домов.
А. ТЕРЕШИН
Если кто-то ломает элементы благоустройства, в том числе детскую площадку, дайте сигнал полиции.
За порчу чужого имущества лицо, причинившее вред, можно привлечь к ответственности, в том числе подростка 14 лет. Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание – до двух лет лишения свободы.
За действия несовершеннолетних несут ответственность родители - статья 1073 ГК РФ «Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет». Лица возрастом от 14 до 18 лет отвечают уже сами, ст. 1074 ГК РФ «Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет». А если у них нет средств – то материальный ущерб придется возмещать родителям. Если же ребенок возраста ответственности не достиг, на его родителей может быть заведено дело по ст. 5.35 КоАП РФ «За неисполнение родительских обязанностей».