Лиха беда начало
На произвол судьбы
Глазовский интернет бурлит возмущением жителей нескольких деревень нашего района, оставшихся без автобусного сообщения.
Вот что пишет Тамара Малых:
- С 13 ноября глазовский филиал «Удмуравтотранса» отменил рейс №421 по маршруту «Глазов-Верх Парзи-Учхоз (Парзинское СПТУ №7)». Теперь жители Верх-Парзей, а также других населенных пунктов, таких, как Малый Вениж, Учхоз, Главатских, Новые Парзи, Чебершур, Ягошур, Абагурт, Поздеево, Педоново, Азамай, Полынга, а также садовых товариществ «Сергеевка», «Безвиль», «Березка», «Керамика», «Рябинушка», «Южное», расположенных по пути следования автобуса данного направления, озабочены этим.
Как добраться до районной поликлиники, до аптеки, до Сбербанка, до налоговой инспекции, до пенсионного фонда, чтобы решить жизненно важные вопросы? Как добраться школьникам в школу? Как добраться жителям МО «Парзинское» до работы, так как многие работают за пределами деревни.
Люди, отдавшие государству свои силы, умения, знания, здоровье, получившие за свой труд награды, оказываются брошенными на произвол судьбы!
А без конкурса – ни-ни
Звоню Александру Варцеву, в отдел организации автобусных перевозок глазовского филиала «Удмуртавтотранс». Оказывается, это предприятие, некогда монополист на рынке автобусных перевозок, с начала декабря вообще отказывается от пригородных маршрутов, так что автобус до Учхоза, можно сказать еще цветочки. Причина в том, что, по словам Александра Николаевича, министерство транспорта и дорожного хозяйства не допустило их до участия в конкурсе по выбору автоперевозчика. Причина – задолженность предприятия по уплате пени по налогам в размере двухсот тысяч рублей.
- По налогам смогли рассчитаться, - говорит Александр Николаевич, - а пени остаются – все, к конкурсу не допущены.
А без конкурса никто не имеет права работать ни на одном маршруте – об этом четко говорится в федеральном законе №220 об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Не одна, а четыре проблемы
Эти не смогли участвовать, а почему другие автоперевозчики маршрут не взяли? Что теперь, людям без автобусов до города добираться?
- 8 ноября Миндортранс подвел итоги конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам, - говорит Сергей Лапин, заместитель главы администрации Глазовского района по вопросам ЖКХ. – У нас целых четыре направления, по которым ни один автоперевозчик не изъявил желания работать: помимо Верх-Парзей, это Курегово, Тугбулатово, Чажай – пока все эти маршруты под вопросом.
Заинтересовать не пробовали?
Согласно федерального закона №131 (статья 15, пункт 6), «создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района» относится к вопросам ведения районного муниципалитета. То есть, можно ожидать, что именно районную администрацию и еще прокуратуру, как вариант, сейчас завалят жалобами люди, оставшиеся без автобусного сообщения. Районные чиновники перенаправят это возмущение в Миндотранс. Там разведут руками: мол делаем все, что можем - снова объявили конкурс, ждем результатов.
- Мы можем любой маршрут в конкурсе выставить, хоть «Учхоз-Москва», - сказал мне в сердцах Сергей Альчиков, начальник управления транспорта Миндортранса, - знаем же, что все равно на него никто не заявится: частник не будет работать себе в убыток. На прибыльных направлениях у нас сразу по несколько заявок.
- А вы так объявите конкурс, чтобы автоперевозчик заинтересовался и пошел заявляться и по неприбыльным маршрутам!
- Условия для всех должны быть одинаковыми – все должно быть в строгом соответствии с законом №220.
Таксисты-захватчики
Почему всегда было прибыльно, а теперь перестало? Потому что платежеспособного населения на селе все меньше. В автобусах ездят, как правило, льготники. Однако, к слову, нынче конкурс Миндортранс проводил по нерегулируемым тарифам, а это значит, что и провоз льготников остается на усмотрение автоперевозчика. Захочет – будет возить с соблюдением льгот, поймет, что ему это невыгодно – перестанет.
Кроме того, автобусы с рынка вытесняют ушлые таксисты-частники.
- Половину наших пассажиров забрали таксисты-частники, - считает Вячеслав Кохреидзе, представитель ООО «Лидер-Авто».
- Те, кто на автовокзале стоит и зазывает к себе народ?
- Да, именно. Мы как-то сели, посчитали, сколько мы с этого теряем – огромные получаются деньги.
- Странная ситуация, согласитесь, к вам, как автоперевозчикам, государство предъявляет жесткие требования в плане безопасности, заставляет, к примеру, страховать пассажиров, а тут, понимаешь, человек садится в автомобиль к кому попало и едет на свой страх и риск – и никакого контроля?
- Получается так. Регламентирующего эту проблему закона до сих пор нет.
Пригород невыгоден
- Работать в пригородных направлениях – себе дороже, - считает Юрий Швец, другой предприниматель, уже двадцать лет работающий в сфере автоперевозок. - У одного из моих коллег-предпринимателей была идея сделать так, чтобы город и район попробовали решить вместе проблему неприбыльных маршрутов.
- Как?
- Очень просто: дать автоперевозчику какой-то хлебный городской маршрут, вроде единицы, а в нагрузку – две-три деревни, по которым никто работать не хочет. Я не знаю, на какой стадии рассмотрение этого предложения, не интересовался, но, на мой взгляд, это был бы выход. Сами посудите: как может маршрут, скажем, до того же Учхоза приносить прибыль, если двадцать процентов от денег, полученных за проданные билеты, мы отдаем автовокзалу, если литр дизтоплива уже сорок рублей, если какой-то несчастный ПАЗик стоит полтора миллиона рублей, про «Мерседес» я вообще молчу, там с учетом лизинга все четыре будет! Плюс либо льготники, либо НДС при работе при нерегулируемых тарифах.
Это можно было предвидеть
Нет трафика – нет пассажиров, следовательно, работать частнику невыгодно. Может, и правда, если город и район сообща подключатся, можно будет проблему неприбыльных маршрутов решить – давать прибыльный маршрут, а в нагрузку не очень?
- Предложение это - полная ерунда, на это никто никогда не пойдет, - категоричен предприниматель Валерий Масленников, который тоже уже, можно сказать, собаку съел в этом бизнесе, – Кто станет нарушать законы?!
- Получается, после ухода «Удмуртавтотранса» у нас с автобусами в районе наступит настоящий транспортный коллапс?
- Не наступит, - считает Вадим Чупин, предприниматель, который теперь вместо «Удмуртавтотранса» будет обслуживать маршруты «Глазов-Адам» и «Глазов-Качкашур». – Министерство объявит новый конкурс – люди заявятся.
- Я планирую взять Чажай, - говорит Вячеслав Мурадиевич Кохреидзе.
- А Парзи?
- А Парзи, может, кто другой возьмет. Я думаю, все равно вопрос этот как-то будет решаться. Я вижу выход в том, чтобы государство пошло навстречу и предоставило какие-то преференции по неприбыльным маршрутам.
- А как же здоровая конкуренция?
- О здоровой конкуренции надо было думать давно, когда государство всеми силами помогало монополисту, а остальных частников топило, - считает Валерий Масленников. – Сегодняшнюю ситуацию можно было спрогнозировать уже много лет назад.
Будем думать сообща
Интересы сельчан МО «Парзинское» в районном совете депутатов представляет Александр Баженов, директор Пусошурской школы. По делам он ездит в город на своей машине, однако чаяния народа ему близки и понятны.
- У нас в направлении Отогурта тоже недавно количество рейсов сократили, я понимаю, как это людям неудобно.
- Что можно сделать, чем помочь?
- Пусть люди обращаются, будем думать сообща. Без внимания эту проблему все равно не оставим, она касается всех.
На днях мы обратились в администрацию Глазовского района с вопросом, как будет решаться проблема. Нам ответили, что там уже идет работа с перевозчиками по их участию в повторном конкурсе, который будет объявлен Миндортрансом по маршрутам, где до сих пор ни один из перевозчиков не заявился.