События дня:

Авторизация
Вы не авторизованы. Попробуйте еще раз
У Вас еще нет аккаунта?
Регистрация или войти с помощью

Обществу бесермянского народа в Удмуртии исполнилось 35 лет

Хочет ли бесермянская молодёжь знать свои корни?

Один из самых острых этнических вопросов бесермян в России – возрождение национального языка, который не имеет письменности и до поры до времени находился под угрозой исчезновения.

 

Жив язык – живёт и этнос

14 января 1990 года в одной из аудиторий Глазовского педагогического института собралось 64 человека из числа бесермян Глазова и северных районов Удмуртии. Именно эта дата стала отправной точкой создания сообщества бесермян. Перед группой энтузиастов стояла задача ни много ни мало заново открыть бесермянский народ. Вопрос поставили и в научном сообществе, но именно время этнического самосознания позволило сделать решающие шаги. И спустя тридцать пять лет общество занимается возрождением
и сохранением бесермянского народа, его самобытности, культуры и языка. Потому что и сегодня в Удмуртии находятся люди, которые задают вопрос: «Бесермяне. А кто это?».

Трудно переоценить усилия первых участников сообщества и его председателя Валериана Сабрекова, которые подняли вопрос признания национальности «бесермянин». Благодаря упорству начинателей дела, бесермян признали, включили в реестр коренных малочисленных народов России.

Один из самых острых этнических вопросов бесермян – возрождение национального языка, который не имеет письменности и до поры до времени находился под угрозой исчезновения. Бытовало мнение, что язык этот – одно из наречий удмуртского. Но активисты добились признания языка – это и стало решающим фактором признания народа. В подтверждение тому в 2021 году выходит первая книга на бесермянском языке — «Вортча мадьёс» («Ворцинские сказы»). Один из авторов книги – председатель общества сегодня Рафаил Дюкин.

 

Мы сами местные

Рафаил Дюкин родился и вырос в бесермянской деревне и не придавал значения культуре, которая его окружала. И даже учителя в школе уверяли: «Какие вы бесермяне, у вас просто диалект удмуртского, не более». И в паспортах, и в свидетельстве о рождении живущих в деревнях написана национальность «удмурт».

– Восемь лет изучал я удмуртский язык и никак не получалось его освоить, – рассказывает Рафаил Минмуллаевич. – Мы привыкли говорить на языке, на котором говорили в семье, а учитель родного языка нас ругала за то, что портим удмуртскую речь. А мы ей в ответ: «Так мы бесермяне».

Но осознание принадлежности к определённому этносу пришло лет в двадцать, когда двоюродный дядя, учёный, работавший в Ленинграде, объяснил, что бесермяне – отдельный от удмуртов народ.

 

Свои люди

С осознанием пришла потребность переосмыслить себя, понять свои корни.

– Я знаю, откуда пришли мои предки в нашу деревню, – продолжает Рафаил Дюкин. – Из Кировской области, деревня Новый Погост. Мой отец – татарин, но когда предки пришли в деревню, они были бесермянами. В период исламизации приняли ислам и стали называться татарами. У нас в деревне и сейчас есть понятие «перевести в татары», когда, к примеру, девушка выходит замуж за татарина, принимает ислам. По материнской линии – все бесермяне.

Трепетное отношение к культуре, языку удалось передать и семье.

– Все мои дети говорят на родном языке, хотя уже живут в городе. И я с ними даже по телефону говорю на бесермянском. Потому что только через родной язык можно сохранить приверженность к какой-то национальности.

 

Родом из детства

По данным последней переписи населения (2021 год), численность бесермян в России — 2036 человек. В современном мире молодёжь хочет быть людьми мира, и даже удмурты озабочены потерей идентичности, что уж говорить о малочисленном народе. Хочет ли бесермянская молодёжь знать свои корни?

– Конечно, многое зависит от семьи, – уверен Рафаил Минмуллаевич. – Есть семьи, где стараются делать упор на освоение русского языка. Детям в вузы поступать, а там человек должен свои мысли связно излагать на русском, даже не на удмуртском. Есть активные семьи, где стоят за изучение родной культуры, языка. Да и молодёжь лет до 30-40 витает в облаках, но время приходит, и они возвращаются к истокам. Все знания, воспоминания, которые закладывались с детства, как в сундук, начинают раскрываться. Это может происходить, когда теряются родственные связи, приходят воспоминания о прошлой жизни: быт, одежда, кухня, песни. И человек невольно задаётся вопросами: «Что это?», «Почему это со мной?» и начинает приобщаться к прошлому, к корням.

Открыть себя

Дочь Рафаила Дюкина, Анна Вершинина, сейчас житель городской, менеджер по продажам, но не теряет свои корни. Активно занимается проектной деятельностью. Один из некоммерческих проектов 2021 года, в котором Анна участвовала как волонтёр,  – создание первого календаря на бесермянском языке, в котором обозначили основные события и праздники народа. Январь – «колядки», февраль – обряд в деревне Жувам и так далее. Коренная бесермянка из Юкаменского района Людмила Бушмелева изучила различные материалы, статьи и нарисовала 12 картин к каждому месяцу.

Второй проект 2022 года – музыкально-литературный фестиваль «Чеброс» имени Михаила Федотова. Он направлен на сохранение и популяризацию первого бесермянского поэта, сохранение и развитие межэтнических отношений (участниками стали люди разных культур), развитие самодеятельной песенной и поэтической культуры. В последующие годы фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

– Мы росли в полноценной бесермянской семье, придерживались традиций, обрядов, – рассказывает Анна Вершинина. – Но то, что мой народ уникальный осознала, когда переехала в Ижевск. Жила на севере Удмуртии, где компактно проживают бесермяне, и вдруг попала в среду, где их нет. Однокурсники удивлялись: «Кто такие бесермяне, чем отличаются от удмуртов?», и появился новый интерес к своей культуре. В университете приглашали на национальные мероприятия, и нужно было системно рассказывать о своём народе – понадобились дополнительные знания.

 

Не забывай свои корни

Вероника Баглай - одна из активисток сообщества, создала и ведёт в социальной сети ВКонтакте группу для исследования, создания бесермянских родословных. В конце прошлого года в рамках республиканского литературно-музыкального фестиваля «Чеброс» уже второй год подряд организовывала межнациональный конкурс родословных.

– История группы началась, когда захотела найти в интернете информацию о своём дедушке и прадеде Сабрековых, воевавших в Великую Отечественную войну, – рассказывает Вероника. – Узнала о метрических книгах и о том, что мои предки по национальности записывались как бесермяне. Тогда и пришло осознание того, что я бесермянка и сколько было до меня моих предков бесермян. Хотя я родилась в бесермянской деревне Шамардан, выросла в татаро-бесермянской деревне Ворца, в детстве и в юном возрасте знала, что окружают меня бесермяне, видела их костюмы национальные, слышала речь, крези, говорила на языке родителей, но осознания того, что бесермяне - это народность и они не идентичны с проживающими рядом соседями - не было. Сейчас мне известны мои предки с 1615 года. И знаю, откуда и когда они пришли на территорию современной Удмуртии, как их звали до принятия православной веры в середине XVIII века.

 

Марш энтузиастов

Надежда Сидорова - заведующая Юндинским домом культуры. В прошлом году стала инициатором проведения первого межнационального театрального фестиваля «Тюрай» имени Анисьи Урасиновой (организатор самодеятельного театра, постановщик первого спектакля на бесермянском языке).

- Мои родители - бесермяне и до определённого возраста я не осознавала всю ценность моей культуры, – говорит Надежда. – В 2015 году, когда пришла работать в дом культуры Юнды, чётко поняла, что в Балезино мы - единственное село, где компактно проживают бесермяне, и наша основная цель – сохранение наших традиций. Третий год руковожу детским бесермянским клубом. Не все они из бесермянских семей, но соприкасаются с культурой и интерес у них не иссякает.

Как и все активные участники общества бесермянского народа, Надежда Сидорова поддерживает работу на добровольных началах: участвует в проектной деятельности, обогащает детский фольклор, сочиняет песни на бесермянском языке.

 

При активном участии общества возрождаются и проводятся национальные бесермянские праздники «Юнда-базар», «Корбан», «Ваньбуро», которые способствуют росту интереса к традициям и обычаям своего народа.

Благодаря энтузиазму Сергея Антуганова, бывшего руководителя общества, и его супруги Нины Семеновны на территории их собственного дома создан семейный музей «Уалляна», посвящённый бесермянам. Ежегодно в Глазове организуются Дни бесермянской культуры, на которых участники знакомятся с их обычаями, обрядами. При участии общественной организации на территории Удмуртии были реализованы ряд проектов: этно-центр «Колёса питран», региональный фестиваль туристического маршрута «Губи Fest», модульный передвижной музей «Бесерман улос», архитектурно-ландшафтная экспозиция «Бесермянская усадьба» и другие.

Активно поддерживается деятельность бесермянских фольклорных коллективов. Они представляют народ далеко за пределами республики, сохраняют одну из наиболее ярких особенностей в музыкально-песенной культуре бесермян – традиционные напевы с импровизированным текстом «крезь».

Традиционными стали исследовательские работы, научно-практические конференции. Ближайшая пройдёт в этом году под руководством Удмуртского института истории, языка и литературы.

Комментировать
  • Комментариев не оставлено. Вы можете быть первым
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика