Удар по бизнесу. Как снизить потери?
Весь мир пророчит в сентябре вторую волну коронавируса. Однако представители глазовского бизнеса еще только восстанавливаются после недавних последствий.
О том, как удалось пережить пандемию представителям общепита, нашей газете рассказал бизнесмен Юрий Кытманов – владелец таких глазовских точек питания, как кафе «Сочи», арт-кафе «Бульвар», сети «Акитори» и шаурмы.
- Юрий Владимирович, какую работу по сохранению бизнеса вы проводили во время пандемии?- Одну точку мы закрывали полностью. Одна точка у нас сезонная, ее мы открыли под конец карантина. Все остальные пришлось переформатировать на доставку, делать окна для заказов на вынос, выводить сотрудников на сокращенный график работы. Персоналу, который остался без привычных задач, дали новые – например, уборка территории.
Ресторан «Акитори» наименее пострадал среди всех заведений, поскольку здесь все инструменты уже давно наработаны – и соцсети, и реклама, и работа с личными брендами. Вообще соцсети стали основным инструментом продвижения во время пандемии, поскольку большинство людей сидели дома.
- Насколько быстро удалось переключиться на новый режим работы?- В доставке мы уже не новички, поэтому нам было проще. Менеджеры тех заведений, которые никогда с доставкой не работали, пытались перестроиться и учились у тех, кто в этом деле уже профи.
А вот настрой сотрудников изменился – стало видно, у кого какие цели и кто как настроен на работу. Кто-то не выдержал – написал заявление и уволился. Не все были готовы перестроиться.
- Старались ли перенять опыт у других представителей бизнеса?- Мы старались подсмотреть у коллег из других регионов, но, как оказалось, у нас ситуация складывалась еще более-менее хорошо. Личный опыт очень помог.
- Сильно изменилась ли организация работы, как только заведениям общепита вновь дали зеленый свет?- Роспотребнадзор хорошо сработал – нас заранее подготовили, рассказали о санитарных мерах, о том, что нужно закупить маски, антисептики, обеззараживатели воздуха. Поэтому проблем с организацией безопасности не возникло. А веранды у нас уже были организованы еще до пандемии.
Сложнее было вновь настроить персонал на работу. Все отвыкли от графика и привычного темпа. Приходилось как-то мотивировать сотрудников. То, что наработалось, также решили оставить – ту же доставку, хоть она и упала при открытии залов. Но люди, которые во время пандемии делали заказы, продолжают пользоваться этой услугой.
- Пользовались ли инструментами господдержки?- К сожалению, мы практически остались без мер поддержки. Моя деятельность начиналась с торговли хозяйственными товарами, и этот вид ОКВЭДа не подходил по мерам поддержки, даже несмотря на то, что семь лет я уже плачу налоги именно от общепита. Поэтому налоги и коммунальные услуги пришлось выплачивать в полном объеме. Здесь хочется сказать спасибо лояльным арендаторам, которые вошли в положение.
Единственное, чем удалось воспользоваться, – возможностью взять кредит со сниженной ставкой 2 процента, поскольку настал момент, когда деньги на расчетных счетах просто закончились. Но его еще предстоит выплачивать.
- Готовы ли вы на случай второй волны пандемии?- Думаю, что нет. В первую волну мы сделали все, чтобы пройти ее с минимальными потерями. Но даже при этом выручка заведений упала в десять раз. Пандемия очень сильно ударила по бизнесу. И пусть тех, кто совсем закрылся, я в Глазове почти не вижу, но это очень испортило настрой бизнесменов.