Водитель против пешехода: когда правда на стороне машин?
На сайте нашей газеты состоялась интернет-конференция с инспектором ОГИБДД Наталией Гвоздевой. Наталия Александровна ответила на вопросы глазовчан, связанные с участием пешеходов в дорожном движении, раскрыла статистику ДТП с пешеходами в Глазове и районе, а также поведала о самых распространенных конфликтных ситуациях между водителями и пешеходами.
Крути головой
Александр Кошевой: Почему 95% пешеходов на соблюдают ПДД п 4.5 и остаются безнаказанны, в то время как водителя за нарушение, которое совершил пешеход, штрафуют?
Наталия Гвоздева: Откуда такая статистика? Да, львиная доля пешеходов, выходя на переход, абсолютно не смотрит по сторонам, не говоря уже о том, чтобы снять наушники, капюшоны. И сотрудники ГИБДД работают в данном направлении – дежурят возле оживленных пешеходных переходов и привлекают к ответственности за данное нарушение.
Например, в 2018 году более двух десятков пешеходов получили штраф за то, что не выполнили требование ПДД и не убедились в безопасности на нерегулируемом переходе.
Радик Бадертдинов: Основная масса пешеходов не знают правил дорожного движения. Сколько таких случаев было, когда пешеход идет ко мне спиной, потом резко сворачивает на переход. А что делают молодые мамаши – куда вы коляску толкаете, ладно, я успею остановить авто, а если лесовоз? Где у людей инстинкт самосохранения?
- Ответить на ваш вопрос однозначно очень сложно. Из практического опыта могу сказать, что большинство пешеходов, попавших в ДТП, объясняют свои действия спешкой или невнимательностью. Проблема также заключается в том, что пешехода никто не может заставить выучить ПДД, или хотя бы прочесть. Кроме того, большинство из них не учились в автошколе и понятия не имеют, как это – управлять автомобилем, что такое тормозной путь и время реакции водителя. Большинство пешеходов уверены, что водитель может моментально остановить машину.
Елена Никитина: Каждый день провожаю ребенка в школу через пешеходку (Калинина, пекарня). Народу наплевать, они прут в 15 метрах от пешеходки – мужчины, женщины, бабули на санках детей тащат, даже не оглядываясь на своих чад. Они так ходили и будут ходить, и их дети тоже…
- Да, действительно, на данном участке пешеходы массово переходят дорогу в неположенном месте, в связи с чем экипажи ГИБДД регулярно там дежурят и привлекают таких людей к административной ответственности. Будем стараться выезжать на данный участок чаще!
Водитель, пропусти!
Светлана Курткина: Тротуар, по которому я иду, пересекает дорога. Кто кого должен пропустить – я машину или машина меня, если движение мое продолжится дальше через дорогу?
- Все зависит от ряда обстоятельств!
Во-первых, вы должны осмотреться по сторонам, если в зоне видимости есть пешеходный переход, то вы обязаны дойти до него и перейти дорогу по переходу.
Во-вторых, если в зоне видимости нет перехода, но есть перекресток, то вы должны дойти до него и перейти дорогу по линии тротуара или обочины, убедившись в безопасности.
Ну и третья ситуация, когда нет ни перехода, ни перекрестка. В данном случае вы можете пересечь проезжую часть дороги на участке, где она просматривается хорошо в обе стороны под прямым углом к краю проезжей части.
Как я понимаю, речь как раз о третьем варианте. В данном случае, преимущество имеет водитель. Вы будете иметь преимущество в случае, если это двор или жилая зона, если водитель поворачивает направо или налево, а также, если заезжает или выезжает со двора. Это те случаи, когда пешеход имеет преимущество вне пешеходных переходов.
Наталия Агафонова: Во дворе и при въезде/выезде со двора должен ли водитель пропускать пешехода?
- Да, обязан, об этом мы уже говорили выше. А также водитель обязан при повороте направо или налево уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает (п.13.1 ПДД). Штраф за данное нарушение составляет от 1500 до 2500 тысяч рублей.
К сожалению, большая часть пешеходов об этом правиле не знают, а водители этим пользуются. Сотрудники ГИБДД в последнее время все чаще осуществляют контроль на таких участках.
Маша Кропотина: На перекрестках со светофором типа Кирова-Короленко могут ли пешеходы наискосок проходить проезжую часть или нет, когда загорается зеленый свет?
- Переход по диагонали возможен только при наличии соответствующей разметки. А ее у нас в городе нет ни на одном перекрестке.
На дороге без конфликта
Юлия Власова: Расскажите о самых распространенных конфликтных ситуациях между пешеходом и водителем.
- Чаще всего конфликты возникают в тех случаях, когда пешеход неожиданно вышел или даже выбежал на проезжую часть дороги в неположенном месте. Это происходит зачастую из-за припаркованных автомобилей или других препятствий, ограничивающих видимость.
Бывают случаи, когда такой водитель не ограничивается «словесным» объяснением, что последний не прав, и приходится регистрировать новое правонарушение или даже преступление.
Светлана Конькова: Как могут себя вести водители и пешеходы в жилой зоне? К примеру, на Птицефабрике при въезде со стороны Удмуртской на 70 лет Октября стоит знак «Жилая зона», но по этой улице водители явно не ездят со скоростью 20 км/ч (а тротуаров там нет).
- В жилой зоне движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части, и пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств! Те же правила распространяются и на дворовые территории.
Доказать, что водитель превышает скоростной режим можно только при помощи специальных приборов – скоростимеров, которых в настоящее время в арсенале сотрудников ОГИБДД нет. Для принудительного снижения скорости на данном участке установлены искусственные неровности.
Учение – жизнь!
Максим Золотарев: Проводятся ли в школах уроки ПДД и как часто?
- Занятия мы проводим регулярно, причем не только в школах, но и в детских садах, учреждениях дополнительного образования, в вузах и сузах. В течение всего учебного года в школах проходят беседы, инструктажи по ПДД, недели, месячники безопасности.
В среднем в месяц инспекторы проводят около 50 таких занятий. Прежде всего, они проходят в мае и сентябре, то есть перед началом каникул и в начале учебного года. При этом занятия проводятся не только с детьми, но и с персоналом образовательных учреждений и родителями.
Радик Бадертдинов: Волонтеров подключить надо, распечатать листовки о правилах движения пешеходов через проезжую часть. Показывать фото, сводки ЧП на дорогах с участием пешеходов.
- Конечно, и подключаем! К работе по профилактике дорожно-транспортных происшествий мы привлекаем разные категории населения, начиная от детей-дошкольников, заканчивая работниками предприятий. Добровольцы не только раздают памятки, но и напоминают основные правила, несоблюдение которых может привести к авариям.
В 2018 году вместе с сотрудниками ГИБДД для работы с водителями и пешеходами на дорогу выходили представители телекомпании «Гарант-Глазов», газеты «Красное знамя», управление дошкольного образования, отдел молодежи города, молодежный центр «Диалог» Глазовского района, ребята из хоккейного клуба «Прогресс».
Конкретный случай
Иван Кочетов: Сделайте нормальное освещение переходов. Лучше хорошее освещение, чем непонятные желтые мигающие огоньки.
- За состояние освещения в городе отвечает администрация города. ГИБДД – контролирующий, надзорный орган.
Сотрудники Госавтоинспекции регулярно проверяют уровень освещения улично-дорожной сети, а также пешеходных переходов. При выявлении недостатков, выдаются предписания для устрания их в кратчайшие сроки.
Андрей Максимов: Случай произошел в прошлом году, суды идут до сих пор. Ехали ночью (я был пассажиром), фонари не горели, по дороге шли явно нетрезвые люди, навстречу ехала машина.
Заметили пьяных метрах в пяти, водитель затормозил и пытался уйти на встречную от удара с пешеходом, потом обратно, чтобы не въехать во встречную машину. Машину замотало, следы юза от мелкой гальки имеются. Метров 50 мотало, так как машина тяжелая. След торможения имеется на проезжей части.
В итоге, сбили не передом, а боком почти. Суд был, водителю 25 т.р штраф дали. Судья во все горло кричит, что мы сбили на обочине, так как женщина там лежала. А следов торможения на обочине нет.
Ни один свидетель на суд не был заявлен (из тех, кто шел с потерпевшей). То, что они нетрезвые были, - это точно. Медосвидетельствования об алкоголе на нее нет, и дорожной экспертизы в деле тоже нет, хотя она проводилась. Они были с адвокатом, а мы нет.
И где здесь правда, когда пьянь ходит по дорогам, а водителю потом штраф. Чуть прав не лишили, и еще хотят на 300 тысяч рублей иск подать.
- К сожалению, нарушают ПДД как водители, так и пешеходы - и это правда. И очень часто возникают спорные ситуации. В данном случае, это компетенция суда. ГИБДД такой информацией не располагает.
За 2018 год на дорогах межмуниципального отдела зарегистрировано 100 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 13 человек, 118 получили травмы различной степени тяжести. Из 100 ДТП – 40, это наезды на пешеходов. Из 40 наездов – 14 произошли на нерегулируемых пешеходных переходах, что говорит о том, что, помимо вины водителя, есть и вина пешехода.