Александр Свинин рассказал «Коммерсанту» о концессии в Глазове
Первый вице-премьер Удмуртии Александр Свинин рассказал «Комменсанту» об инвестиционном проекте в Глазове с участием «Росатома» - что он предполагает, и на каких условиях будет реализовываться, а также – о том, как присвоение статуса ТОСЭР отразится на развитии города.
Также в интервью первого вице-премьера республики Александра Свинина:
Для чего правительство Удмуртии опрашивает крупные предприятия, почему не подписан специальный инвестиционный контракт на 2 млрд руб., когда продадут дорожные предприятия республики, будет ли знак «Сделано в Удмуртии» платным.
- В Удмуртии готовится инвестиционный проект в Глазове с участием «Росатома». Что предполагает проект? На каких условиях будет реализовываться?
- Объем инвестиций, который мы сейчас обсуждаем с одной из дочерних структур «Росатома», составляет 1млрд руб. Это позволит комплексно модернизировать систему водоснабжения и водоотведения, построить систему водоснабжения в нескольких районах. Мы, находясь в переговорах с коллегами, на 30% снизили изначальные ожидания по повышению тарифа. Сегодня правительство Удмуртии научилось максимально эффективно отстаивать права публичной стороны в переговорах с потенциальными концессионерами. Глава говорил, что мы не зашли в концессию с Академией Александра Попова, потому что не были учтены пожелания публичной стороны, а все риски должны были брать либо правительство, либо город. Это в целом большая проблема концессий. Банкам выгодно финансировать концессии, потому что есть регресс на бюджет, либо на тариф. Концессионерам тоже выгодно, так как они получают гарантированное финансирование от банков и понимают свой финансовый поток на ближайшие 10–15 лет. Публичной стороне не всегда выгодно. Кредит предоставляется по коммерческой ставке, которая закладывается в тариф, либо в обязательства бюджета. По сути, если у субъекта есть компетенции реализовывать такой же проект, то мы не видим смысла заходить в концессию с частным партнером. В Глазове иная ситуация. У нас нет таких компетенций. Банковская ставка будет ниже рыночной. Такие возможности есть у концессионера. Соответственно, это не ляжет в тариф. Дальнейшие параметры мы увидим, когда будет заход с частной концессионной инициативой. Это процедура публичная.
- В последнее время много новостей про ТОСЭР. Как влияет ТОСЭР на город?
- Город получает стимул к развитию предпринимательства, а значит, появлению рабочих мест. Второе— дополнительные налоговые отчисления, как бюджет муниципалитета, так и бюджет Удмуртии. У нас планируется пересмотр системы мотивации муниципалитетов к развитию бизнеса, чтобы оставлять дополнительные налоговые отчисления, которые появляются в консолидированном бюджете за счет деятельности муниципальных команд. На примере ТОСЭР «Сарапул» мы сейчас отрабатываем механизм участия бизнеса в распределении дополнительных налоговых отчислений. Бизнес сможет увидеть, куда идут его деньги, что очень важно для предпринимателей. Это создает для них социальную среду в том городе, где у них работают потенциальные сотрудники. Те восемь концессионеров, которые у нас есть в Сарапуле, позволят создать действительно сотни рабочих мест. Гособоронзаказ падает, основа экономики наших моногородов —предприятия ОПК, поэтому создание новых рабочих мест, конечно, сильно сбалансирует развитие города в будущем. Кроме этого статус моногорода позволяет привлекать средства фонда развития моногородов. Вы знаете, что мы привлекли средства на три моногорода республики. В этом году должны подать еще три заявки, а фонд дает бесплатные деньги на инфраструктуру моногорода.
- Не могли бы вы актуализировать тему дорожных предприятий.
- Сейчас ведутся переговоры с потенциальными инвесторами. Мы должны принять решение по этим компаниям до конца 2019 года.
- На одном из брифингов вы говорили о подходах к управлению республиканскими предприятиями. Вы заявляли, что, если не удается наладить эффективное управление, то ставится вопрос о продаже или передаче в концессию. Есть ли в Удмуртии такие объекты или предприятия сейчас?
- Например, система водоснабжения в Глазове. Повторюсь, если есть потенциальный партнер, который будет управлять лучше, то мы передаем в концессию. Есть дорожные предприятия, которые, мы считаем, будут лучше управляться частным капиталом. Есть отличный пример «Ижевских электрических сетей». Сделка была закрыта с дочерним обществом «Россетей». И вданном случае мы считаем, что предприятие будет управлять лучше.
- Недавно генеральный директор Корпорации развития Удмуртии Константин Сунцов комментировал возможность платного использования бренда «Сделано в Удмуртии». Была довольно напряженная дискуссия по этому поводу. Ваше мнение?
— Платного использования не будет. Будет система добровольной сертификации, которая будет построена на базе министерства промышленности и торговли Удмуртии. Она нужна, чтобы защитить добросовестных производителей от недобросовестных. В упрощенном формате предприятие, доказав свою добропорядочность и качество работы, может получить этот знак. Бренд будет бесплатным. Это достояние республики. Его должны получать лучшие наши производители. Он востребован, и мы благодарим предпринимателей, которые его используют.
- Ранее сообщалось, что до конца февраля будет подписан первый специальный инвестиционный контракт (СПИК) на 2 млрд руб. с предприятием пищевой промышленности…
- Пока, к сожалению, СПИК не подписан. Мы продолжаем переговоры с компанией, которую пока называть не будем. Она занимается переработкой в пищевой промышленности. Мы надеемся, что подписание будет в марте. Проблем никаких нет, ведется сверка наших позиций. Сумма стремится к 3 млрд руб.
- А планируете ли расширять сферы компаний, с которыми возможен СПИК?
- Да. Сейчас мы привлекли специальную компанию-консультанта, которая помогает нам пересмотреть систему налоговых режимов для потенциальных инвесторов, внутренних и внешних. Наша система преференций для бизнеса проходит внешний аудит, который завершится в апреле. После этого будем принимать системные решения. С середины марта наши крупнейшие инвесторы пройдут аналитический опрос, где на основе их мнений будем формировать некую новую налоговую политику республики. Понятно, что у нас небезграничные возможности в части изменения налоговых режимов, но мы можем какие-либо вещи корректировать. Сейчас можно сказать, что будем понижать ставку по объему инвестиций для получения земли в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционных проектов. Сегодня у нас сумма — 100 млн руб., но мы будем ее снижать вплоть до 1 млн руб. для муниципальных районов, на следующем уровне будут наши моногорода. Соответственно, для реализации проектов в Ижевске, пристоличном районе, сумма останется той же самой. Мы считаем, что сегодня нужно давать максимальную возможность вовлекать в оборот те земли, которые у нас есть, и стимулировать инвестиции не только в города, но и в сельские районы. Остальное нам должны подсказать коллеги.
Евгений Зайнуллин
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3912253
Ъ-Удмуртия-Online
Публикация дается в сокращении
Фото: Пресс-служба Главы и Правительства Удмуртской Республики