События дня:

Авторизация
Вы не авторизованы. Попробуйте еще раз
У Вас еще нет аккаунта?
Регистрация или войти с помощью

Ижевск-Балезино. Кто строил эту дорогу жизни?

Свыше 1000 жителей Глазовского района прошли через это

9 февраля в Удмуртии отметили день окончания строительства и сдачи в эксплуатацию железной дороги Ижевск-Балезино, ставшей важным стратегическим объектом в годы Великой Отечественной войны. Этот день был официально утверждён в качестве памятной даты депутатами Государственного Совета 24 ноября 2020 года.

 

Трудовой подвиг жителей республики

Председатель Госсовета Удмуртии Владимир Невоструев подчеркнул, что строительство железной дороги Ижевск-Балезино - настоящий трудовой подвиг жителей республики, который будет вечно жить в народной памяти.

«Железную дорогу построили в кратчайшие сроки – практически за год ценой неимоверных усилий. Сорок тысяч подростков и женщин работали почти голыми руками днём и ночью. К сожалению, поколение победителей неумолимо покидает нас, все меньше становится ветеранов – воинов и тружеников тыла, и поэтому нужно ценить каждый миг общения с этими удивительными людьми, героями, которыми мы гордимся и которых благодарим от всего сердца», - подчеркнул Владимир Невоструев, добавив, что на строительстве железной дороги работала и его мама, Анна Романовна Невоструева, уроженка деревни Гулекшур Юкаменского района.

 

Хроника строительства

Строительство железной дороги Ижевск-Балезино началось 80 лет назад, в январские дни 1942 года. 25 ноября 1941 года Удмуртский обком ВКП(б) принял решение о мобилизации на строительство 12 тысяч пеших и 4 тысяч конных колхозников из 29 районов республики. Каждому району были определены места работ на трассе, объем работ и количество пеших и конных колхозников. Так появились кулигинская, шарканская, балезинская выемки. Земляные работы и искусственные сооружения производились сразу по всей линии и в основном были выполнены в 1942 году. Укладка пути велась одновременно с юга и севера. Летом 1942 года, в период наибольшего разворота работ, на строительстве ежедневно трудились 24 тысячи пеших и 7,5 тысячи конных колхозников.

 

Как это было?

Сегодня невозможно представить, в каких тяжелых условиях строилась дорога, какие лишения пришлось испытать более сорока тысячам тружеников тыла Удмуртии, принявших участие в строительстве. Среди них было более тысячи жителей Глазовского района. Вот только три воспоминания, описывающие, как это было.

 

Мария Булдакова:

«Зимой жили в ближайших деревнях, а летом в лесу в шалашах из еловых лап. Комары ели поедом. Чтобы хоть как-то спастись от них, ночью разводили костры. Работали в основном женщины и девушки, и мальчики-подростки. Давали нам на день 500 граммов хлеба. Варили в котлах кисели из ржаной и овсяной муки. Голод, холод, болезни, вши - всё увидела. Сменного белья не было, одежду носили не снимая, пока не из-носится. Но молодость брала своё: были песни под гармошку, и влюблялись. Правда, некоторые не могли вынести этой тяжести, пытались бежать, но караульщики их ловили и доставляли обратно».

 

Глафира Золотарёва из деревни Помаяг:

«Мать осталась с младшими дома, а меня, как старшую, отправили на работу. Работали в лесу, рубили дрова. Вставали в пять утра и до ночи работали. Заставляли даже на поле спать, чтобы время не тратить. Целый день голодные. Вместо зарплаты 20-50 граммов зерна на один трудодень. Ели кисленку (щавель), из нее мололи муку и варили саламат. Пробовали лыко, его также мололи и заваривали, пекли лепешки. Некоторые убегали домой за продуктами, но сами же возвращались, потому что боялись». 

 

Зоя Бизимова:

«Мужчин взяли на фронт, и все тяжести выпали на наши женские плечи. Но в то время люди были привычные к тяжелому труду… 

Женщины почти вручную делали самую трудную работу с утра и до позднего вечера. В начале ездили на лесозаготовки — рубить лес, потом делали насыпь, укладывали рельсы. Зимой было работать еще трудней. Земля мерзлая, ломом не берется, аж искры летят, когда долбишь её. 

Землю возили на лошадях. Лошадь у меня была бойкая, несколько раз я с саней падала, даже в речку два раза.

Деньги не давали — они шли в Фонд обороны. Одежда, обувь изнашивались. У меня лапти износились, а купить не на что — стоят 10 рублей. Надрала я лыка и сама сплела - жизнь всему научит. 

Было голодно, но мы не унывали. Работали хорошо, а по вечерам отдыхали, даже ходили на танцы. В деревнях осталось много опустевших домов, мы в них заходили, топили печь, пели песни, смеялись, шутили, танцевали под балалайку».

 

Все для фронта, все для Победы

Уже через год, в марте 1943 года, по железной дороге было открыто рабочее движение. Ещё через год – 10 января 1944 года комиссия Нарко-мата путей сообщения СССР приняла дорогу во временную эксплуатацию с оценкой «хорошо».

Досрочный пуск в эксплуатацию сделал железнодорожную линию Ижевск-Балезино одной из тех дорог, которые привели нашу страну к долгожданной Победе. Только в 1943-1944 годах по линии Ижевск-Балезино было перевезено более 1 млн 600 тыс. тонн различных грузов, главным образом для оборонных предприятий.

9 февраля 1945 года правительственная комиссия подписала акт о приемке железнодорожной линии Ижевск-Балезино в постоянную эксплуатацию.

Героический, самоотверженный труд колхозников Удмуртии дал свои результаты. Железная дорога Ижевск-Балезино создала дополнительную кратчайшую связь северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга, имела важное транзитное значение по перевозке леса, кизеловского каменного угля, металла, химикатов и прочих грузов, открыла широкие перспективы для развития всех отраслей народного хозяйства республики.

Колхозники Ярского района на строительстве железной дороги Ижевск — Балезино. Всмотритесь внимательно - почти одни женщины и дети. Пока их отцы и мужья героически сражались на фронте, они ударно трудились здесь, в тылу, приближая Победу. За год вручную построили 146 километров железной дороги.

Максим Шкляев из села Парзи и его мама во время шествия «Бессмертного полка» с фотографией прабабушки Зинаиды Васильевны Борисовой из деревни Коротай. После окончания начальной школы она работала в лесу на заготовке дров и шпал для железной дороги. Грузила шлак, копала землю, поднимала насыпь. Что только не пришлось увидеть в военное время: и голод, и болезни, и смерть таких же молодых, как она. Работали впроголодь в любую погоду. Трудились под девизом: «Каждый удар топора, кувалды, лома – удар по врагу».

Мария Ермошина.

В публикации использованы материалы Госархива УР, Глазовского районного историко-краеведческого музея, газеты «Иднакар».

 

Комментировать
  • Комментариев не оставлено. Вы можете быть первым
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика