Спасти нельзя сносить
В пятницу в администрации города прошел круглый стол, на котором представители власти, бизнеса и общественности обсудили судьбу дома №40 на улице Глазовской. До недавнего времени немногие знали, где находится здание, построенное в позапрошлом столетии. Для своей эпохи это было обычное здание, построенное по типовому проекту. До прошлого года оно все еще служило людям. В прошлом году жильцы получили квартиры в новых домах на улице Сибирской.
Переселить семьи удалось благодаря федеральной программе по расселению ветхих и аварийных домов. Еще в 2007 году межведомственная комиссия признала дом на Глазовской аварийным и подлежащим расселению. 11 лет люди ждали новые квартиры! По условиям федеральной программы ветхие дома должны сносить или реконструировать и снова заселять в них бывших жильцов. Но попробовать сохранить здание позапрошлого века постройки стоило.
- ЛВЗ «Глазовский» выразил желание стать инвестором, - начал свое выступление Дмитрий Захаров, депутат Городской Думы, работник ЛВЗ. – Здание входило в производственный комплекс винодельческого завода Было большое желание вновь воссоединить дом с комплексом, была проведена большая работа, администрация города нашла решение по переводу объекта с формулировки «снос», на формулировку « реконструкция и снос». Изменилась категория земель, на которым расположен дом. Теперь это земли промышленного назначения. Намерения у инвестора были благие. Пригласили экспертов, которые дали предварительную оценку состоянию дома. Выяснилось, что реконструкция требует многомиллионных затрат. Вдоль торцевых стен идут трещины, к тому же, еще не было оценено состояние подвала.
Для проведения экспертизы нужны большие средства. Инвесторы не готовы сейчас вкладывать их. Пока администрация города искала пути выхода по спасению здания, в мае 2018 года Управление федерального казначейства по Удмуртской Республике провело свою проверку и обнаружило, что дом на Глазовской, который подлежит сносу, еще не снесен. Управление выдало руководству города предписание о сносе объекта в срок не позднее 30 ноября текущего года. Вопрос болезненный, речь идет об истории.
Депутат Альберт Дюкин предложил даже провести референдум и узнать мнение народа по этому поводу: "Пускай каждый житель города Глазова выскажется: что нам нужно в этом городе, нам нужны междворовые проезды, нам нужны стадионы в школах, нам нужны отремонтированные детские сады? Давайте решим с горожанами". Предприниматель Андрей Едигарев вообще возмутился, что группа активистов присвоила себе право говорить от имени всех глазовчан.
Общественники интересовались, может ли администрация взять на себя расходы, хотя бы для того, чтобы провести предварительную оценку здания.
- Если в здании делать музей, то конечно, нет смысла вкладывать в него деньги. А если использовать корпус, как часть производства, смонтировать там линию? – интересовались общественники. - Этот вопрос даже не рассматривался, - ответил Дмитрий Захаров. – Инвесторы планировали разместить на Глазовской, 40 музей и часть бытовых помещений. Ни о каких производственных линиях разговора не шло.
- Поскольку федеральные законы предписывают снести здание, и другого пути для решения вопроса в отсутствие инвестора нет, мы стали искать пути решения, - начал свое выступление глава города Олег Бекмеметьев. - Провели несколько встреч с руководством республики, со специалистами Минстроя. На сегодняшний день ситуация выглядит не лучшим образом: средства по федеральной программе освоили, а ветхое здание не снесли и реконструкцию его тоже начать не можем.
- В законе все четко сказано, - обратилась к присутствующим Ксения Масленикова, руководитель аппарата администрации города. - Снос предполагает расселение жильцов в новые квартиры, а реконструкция предполагает расселение в маневренный фонд и последующее возвращение их обратно. Заместитель генерального директора АО ЧМЗ по строительству Ильшат Хазиев дал предварительную экспертную оценку, что только строительно-монтажные работы, без проектно-изыскательских исследований и проекта, будут стоить не менее 20 миллионов рублей.
Прозвучало и мнение от представителей бизнес-сообщества: здание, которое находится в промзоне, малопривлекательно для потенциального инвестора. Замечательный дом купца Волкова на площади Свободы - пример спасения здания частным инвестором. Но уже пять лет этот дом в центре города не востребован, эта же судьба ждет дом на Глазовской.
На круглом столе решено создать городской фонд, который объединит усилия бизнеса, власти и общества в сохранении исторических зданий. Наша газета будет следить за ситуацией и сообщит о решении, принятом по Глазовской, 40.