Идем в гости к татарам
Выставка «Татары. Идем в гости» задумывалась еще в прошлом году, но свой отпечаток наложила пандемия. Ее перенесли на 2021 год, и так совпало, что она проходила в одно время с традиционным месячником татарской культуры Дома дружбы народов. Это совместный проект нашего музея и музея Кестымской школы «Татар Йорты». Кто бывал в Кестымском музее, знает, что там собраны уникальные экспонаты: предметы быта, вышивки, национальные костюмы, которые передавались из поколения в поколение в семьях.
Для мусульман нашего города выставка стала событием, в заключительный день экскурсию проводил почетный гость Ильмир Харисович Касимов, имам-хатыб Кестымской мечети, главный имам северных районов Удмуртии. Кроме основной работы Ильмир Харисович является руководителем музея «Татар Йорты». Он - историк, краевед, который досконально изучил быт чепецких татар.
- Мы попытались воссоздать татарский дом, конечно, он отличается от удмуртского. В старину дома обустраивались выскокими заборами для того, чтобы посторонние не могли наблюдать, что происходит во дворе. И конечно, так от посторонних глаз скрывали прекрасную хозяйку дома. Даже свекру не разрешалось видеть свою невестку, общение с ней происходило строго через ее мужа. Трудно представить, как одна большая семья живет в одном доме на разных этажах, и общение происходи таким образом. Дома делились на мужскую и женскую половины перегородкой или специальной шторой или перегородкой «чаршау».
В Кестыме поначалу дома строили небольшие, но постепенно, по мере того как росла семья, на одном небольшом участке появлялись два, три дома. Двухэтажные, добротные. Выросшие дети не стремились покидать родные места.
Девушки еще до замужества начинали заниматься рукоделием, чтоб приготовить приданное: полотенца, скатерти, молитвенные коврики вышивали и ткали в больших количествах. В татарском доме не должно быть пустых стен, на них развешивали нарядные ковры, вышивки. На стенах в мусульманском доме не должно быть изображений животных и человека (запрещено Исламом) , только растительный орнамент приятных для глаз цветов. Зеленый цвет главенствующий, затем красный, а еще голубые и оранжевые нежные природные орнаменты цветов и растений. Татарскую вышивку мастерицы выполняли в тамбурной технике. В каждом доме был намазлык (коврик для совершения намаза).
Многие неправильно считают, что татарской женщине отводится в жизни семьи роль незначительная, второстепенная. Думают, что в старину татарки были бесправными и забитыми. Однако это совсем не так. Женщина – хранительница домашнего очага и хозяйка в доме. У каждой татарки было свое имущество, самым дорогим из него считалось оригинальное украшение «хаситэ» - перевязь из тканевой основы, на нее нашивались броши с драгоценными и полудрагоценными камнями, серебряные, а иногда и золотые монеты. В течение жизни собиралась такая перевязь. Чем богаче перевязь – тем выше статус татарской женщины. И ею могла распоряжаться только хозяйка. И если глава семьи испытывал трудности, то женщина могла спокойно отпороть один элемент и продать, чтобы помочь семье.
Женщина распоряжалась ценностями семьи. Женский костюм всегда был богаче и наряднее мужского. Благосостояние семьи оценивалось и по тому, как одевается женщина. Женщин берегли, от посторонних взглядов и сглаза. Беременные женщины старались одеться так, чтобы посторонние долго не могли догадаться об их интересном положении.
Отдельная история про обувь. В каждом доме мужчина умел шить обувь. Дома татары ходили в сапогах «читек», это была удобная кожаная обувь на мягкой подошве. А если надо было выйти на улицу, то поверх читек надевали галоши. А вот плетение лаптей кестымские татары переняли у удмуртов. Лапти считались только рабочей обувью.
В советское время были популярны галоши с внутренней красной подкладкой, их быстро окрестили татарскими. Они были очень удобные и их носили поверх сапог. - Татарские галоши по нынешним временам большая редкость. Наверное, потому, что китайцы еще не научились их производить.
Самыми дорогими были сапожки, сделанные в технике кожаной мозаики, - Чтобы сшить сапоги с разными узорами, мастеру приходилось одновременно работать над несколькими парами. Узоры не накладывались, а вырезались из кожи. Так что цветы, вырезанные из одной пары, становились украшением для другой. И наоборот. Трудоемкий процесс. И лично меня это очень впечатлило. Впрочем, на выставке было немало удивительных открытий. Например, представлена самодельная гармонь прошлого века и самодельная скрипка, ее изготовил деревенский умелец. На ней играли в часы отдыха, на свадьбах, по праздникам. Вообще струнные инструменты не распространены у мусульман, но скрипка пережила не одно десятилетие.
- Устраивая выставку, мы хотели показать глазовчанам, как многообразен и богат мир народа, который живет рядом с нами, - рассказала Марина Ворончихина, научный сотрудник Глазовского краеведческого музея, куратор выставки. - Собрали уникальные экспонаты с историей из наших фондов. Конечно, нас очень обрадовала реакция детской аудитории. Ребятишки задавали вопросы. Ведь о быте удмуртов у многих уже есть представление, теперь те, кто посетил выставку, знают о татарских традициях.