События дня:

Авторизация
Вы не авторизованы. Попробуйте еще раз
У Вас еще нет аккаунта?
Регистрация или войти с помощью

Алло, Книппер-Чеховы на связи!

26 Сен 2023 09.59 Автор: Людмила Лехницкая 2759 0 10
Зачем Глазову выстраивать отношения с МХАТом и Баденвайлером

«Глазов это где?» – «Да где-то недалеко, кажется, под Ржевом». Потом выясняется, что Глазов в Удмуртии, и поездка из Москвы в лучшем случае займёт рабочий день. Но делать нечего, есть договорённости, и заведующая отделом музея МХАТ – мемориальной квартирой Немировича-Данченко, Наталья Федоренко едет в не знакомый доселе Глазов.

 

Вулкан имени Вальме

История началась с того, что самый удмуртский из эстонцев, Андрес Вальме, который в девяностых успел побывать и депутатом Глазовского городского Совета, и корреспондентом газеты «Красное знамя», пригласил на фестиваль-конкурс самодеятельных театров в Кокмане Наталью Федоренко как представительницу МХАТа. И казалось бы, москвичка, в Глазове проездом, но у Вальме грандиозные планы: возродить книппер-чеховское общество.

В краеведческом музее, одном из пунктов культурной программы Натальи Федоренко, Андрес Карлович развил кипучую агитационную работу. Пусть на Кирова, 13, и проходят разные передовые события, но здесь на музейных работников надвинулся целый вулкан:

– Я готовил выставку, посвящённую Чехову в Берлине, – с энтузиазмом рассказывал Андрес Карлович, – и тут бац, пандемия, потом культура отмены. Но мы выставку проведём. И нужно выстраивать связи с Берлином, потом с Баденвайлером, откуда привезли тело Чехова. И с Голливудом. Там же племянник, Михаил Чехов, основал актёрскую школу. Нужно ехать в Москву, смотреть, что есть в музеях: во МХАТе, Вахрушевском и «Саквояже» Эрнеста Орлова, в Мелихово и в Ялте, в Гурзуфе. Не хватает молодёжи, чтобы этим заняться. 

Могила О.Л. Книппер-Чеховой на Новодевичьем кладбище Москвы

 

Конец серебряной эпохи

И Вальме прав: общество нужно. И не как дань эпохе Книпперов.

В этом году 30 лет исполняется книппер-чеховскому обществу в Глазове. Оглядываясь назад, планы Андреса Вальме уже не кажутся наполеоновскими.

Первым почётным председателем общества стала немецкая актриса Вера Чехова. Она передала видеоматериалы, послужившие основой для создания телепередачи Виталия Вульфа «Мой серебряный шар», посвящённой Ольге Книппер-Чеховой. 

Активную роль в увековечивании памяти семьи Книпперов сыграл директор музея МХАТ, народный артист России Владлен Давыдов, который во время приезда в Глазов передал фотографии, которые можно видеть в краеведческом музее, в гостиной, посвящённой Ольге Книппер и её эпохе. Он стал почётным гостем и зрителем спектакля камерного литературно-художественного театра в краеведческом музее, посвящённого Книппер-Чеховой. Высоко оценил творчество земляков актрисы и вёл с ними активную переписку. 

Девяностые и начало нулевых ещё проходили под знаком советского прошлого: люди интересовались театром и литературой, о театре много писали на страницах газеты. Всё ушло с появлением интернета, ушли на тот свет или устали знаковые для того же книппер-чеховского движения люди. И Ольга Книппер-Чехова в Глазове сейчас разве только удел исследователей, а не ценителей творчества.  

 

Дом, который придумал Сталин

Дом, в котором жили МХАТовские «старики» Книппер-Чехова, Москвин, Тарханов, Топорков в Глинищевском переулке, 5/7, – а ныне только две мемориальные квартиры, в том числе Немировича-Данченко, – это тоже ниточка книппер-чеховского общества. Как  гостья, Наталья Федоренко, хранительница «того старого» московского театра, поделилась историей появления дома:

– Иосиф Сталин был ценителем мхатовских спектаклей. И как-то вечером после спектакля «Идеальный муж» он сидел в автомобиле и наблюдал, как актёры выходят со служебного входа. И обратил внимание на их ветхую одежду. Спросил: «Почему ведущие актёры страны выглядят как нищие?». Ему объяснили, что они собирают деньги для строительства кооперативного дома. Сталин ответил: «Страна способна обеспечить наших деятелей культуры». И вместо кооперативного появился государственный МХАТовский дом. Там Владимир Немирович-Данченко получил свою первую квартиру. А Книппер-Чехова жила над ним. Сейчас в доме из мхатовских актёров никто не живёт, а на жилплощади Ольги Леонардовны прописана очень старенькая бабушка. С ужасом думаю, что будет после неё, потому что там наверняка начнут евроремонт. Немировичу-Данченко дали пятикомнатную квартиру, и в той части, над которой живёт бабушка, никогда ничего не лило с потолка, а на другой стороне квартиры – постоянные беды от жильцов сверху. 

Видел я этот дом в Москве. Сегодня о тех временах напоминают бесчисленные мемориальные доски на фасаде да две мемориальные квартиры. Наследников первых поселенцев теснит новая элита и как знак на фасаде появляются вырвиглазные коробки кондиционеров. 

 

Бренд по имени Чехов

– К нам в музей недавно приезжали режиссёр и актёр из Мексики, - рассказывает Наталья Борисовна. - В прихожей висит фото Чехова с автографом. И мексиканцы с придыханием: «О, Чехов, Чехов!». Я спрашиваю: «Вы драмы Чехова у себя ставите?» И они говорят такую вещь: если раньше драматургом №1 был Шекспир, то сейчас Чехов уверенно выходит на первый план. Не знаю точно, как во всём мире теперь относятся к русскому, но этот эпизод показательный. 

И можно и нужно проследить связь: Чеховы – Книпперы – МХАТ – музеи, а там, может быть, и Крым и Баденвайлер. Первое, что предлагает Андрес Карлович: специалист из краеведческого музея едет в музей МХАТа знакомиться с источниками, а Наталья Федоренко будет послом доброй воли, который со всеми познакомит. 

– И нужна видеоконференция со знаковым человеком. Пусть это будет Хабенский, нынешний директор МХАТа.

Наталья Федоренко согласна отчасти. Она считает, что нужно сосредоточиться на отношениях Ольги Леонардовны и Антона Павловича. Но большой вопрос: какой аудитории будет интересно книппер-чеховское общество?   

– Возобновить общество – прекрасно, – говорит Наталья Борисовна. – А для кого возрождать? Сейчас сложно заинтересовать молодёжь тем, что интересно нам. Приходит в музей семья: бабушка, мама и подростки класса восьмого. Не случайно: интеллигентная семья - это их частая культурная программа. Я спрашиваю детей: «Что такое театр? Когда были в последний раз в театре, во МХАТе?». Бабушка: «Сейчас им напомню. Помните проезд, памятник Чехову? Ну, Прокофьеву памятник - стоит с газетой. Ну, помните, там человек в костюме лошади раздавал рекламу? Дети: «А-а, да-да». Человека в костюме лошади они вспомнили, а памятники – нет. Нужно их спросить: интересно им будет книппер-чеховское общество?

Итак, с чего-то надо начать, даже для того, чтобы в Москве знали, где находится далёкий Глазов.

 

Наталье Федоренко понравился Глазов и информационные стенды на улице Кирова.

 

Заведующая мемориальной квартирой Владимира Немировича-Данченко Наталья Федоренко побывала в гостях в редакции газеты «Красное знамя». Вместе с ней и Андресом Вальме мы обсудили перспективы сотрудничества в рамках деятельности книппер-чеховского общества.

 

Автор текста Алексей Терёшин.

Фото: Алексей Терёшин, Людмила Лехницкая. 

Фото на Новодевичьем кладбище Москвы: https://ru.wikipedia.org

Комментировать
  • Комментариев не оставлено. Вы можете быть первым
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика