События дня:

Авторизация
Вы не авторизованы. Попробуйте еще раз
У Вас еще нет аккаунта?
Регистрация или войти с помощью

От каски до двойной оболочки

На Ленинградской атомной станции на безопасности не экономят

«Красное знамя» продолжает поездки по России, изучая опыт и передовые технологии атомной энергетики в различных регионах. Проект проходит при поддержке «Росатома». На этот раз наш корреспондент посетил строящуюся Ленинградскую АЭС-2 в городе Сосновый Бор. Как и ее предшественница, она будет обеспечивать электричеством весь регион. Строительство АЭС-2, предназначенной для поэтапного замещения мощностей действующей станции, стартовало в 2007 году.  Проект по возведению новых, более мощных энергоблоков запустила госкорпорация «Росатом». Когда энергоблоки заменят, они выведут станцию на новый уровень безопасности.

Мирный атом - чистый атом

ЛАЭС-2 строится в заповедном уголке северо-запада России: Финский залив, сосновые леса… Постороннему человеку попасть сюда невозможно. ЛАЭС - режимный объект федеральной важности. Чтобы оказаться на строительной площадке, журналистам пришлось преодолеть многочисленные контрольно-пропускные пункты. Первый – на въезде в Сосновый Бор. Напомню, это закрытый город. Последний – перед тем, как ступить на территорию станции.

- Наденьте каски, - попросил перед выходом из автобуса инженер по охране труда.

- Обычно на предприятиях выдают красные каски, а эти белые. Почему? – полюбопытствовала моя коллега.

- Это гостевые каски. Они символизируют чистоту мирного атома!

Плакаты, посвященные культуре труда, которые тут висят на каждом углу, подтверждают - безопасность кроется в мелочах. На состоявшейся на строительной площадке пресс-конференции директор ЛАЭС-2 Владимир Перегуда докладывает:

- Мы осознаем всю меру ответственности перед обществом за безопасность эксплуатации станции. Поэтому на ЛАЭС обеспечен высокий уровень культуры безопасности и созданы условия для ее надежной работы. 

Смена поколений

ЛАЭС - первая в стране станция с реакторами типа РБМК-1000 (уран-графитовые ядерные реакторы канального типа на тепловых нейтронах). Первый энергоблок был введен в эксплуатацию в 1973 году, последний – четвертый – восемь лет спустя. Изначально проектом было предусмотрено, что каждый блок прослужит тридцать лет, но в результате масштабной модернизации сроки эксплуатации были продлены еще на пятнадцать лет. 

- Станция будет работать на новейшем водо-водяном энергетическом реакторе. Всего построим четыре блока мощностью 1172 мегаватта каждый, - рассказывает руководитель станции. - Реакторы любого типа отвечают требованиям всех существующих нормативных документов, поэтому сравнивать РБМК и ВВЭР с точки зрения безопасности - некорректно. У каждого из них свои особенности. Например, эксплуатация РБМК дает возможность производства изотопной продукции, использующейся в медицинских целях. ЛАЭС поставляет ее на экспорт. На блоках ВВЭР это пока невозможно. Но новый блок экономичнее и на 20 процентов мощнее своих предшественников. Еще это более компактный проект - всё оборудование реакторного отделения сосредоточено в одном здании. Кроме того, предусмотрена двойная защитная оболочка реакторного зала - наружная и внутренняя. Конструкция надежнее аналогов, применявшихся ранее, и готова выдержать различные виды внешних воздействий. 

Отдельно стоит остановиться на устройстве локализации, которое расположено под самим реактором. В критический момент именно в него и попадет опасное вещество. 

На безопасности не экономят

- Можно ли управлять станцией дистанционно? – интересуюсь у главного инженера Александра Беляева.

- В мире много киберпреступников. Управлять станцией по интернету очень опасно. 

После аварии на Фукусиме все десять российских АЭС были подвергнуты тщательному анализу с точки зрения гипотетических угроз природного характера (штормы, смерчи, землетрясения и т.п.). 

- Но у нас к тому времени уже была система безопасности, в том числе по обеспечению водой для охлаждения реакторов с учетом подъема воды в Финском заливе до пяти метров. Это было сделано еще до Фукусимы, - рассказывает Владимир Перегуда. - Однако без серьезных дополнительных вложений в безопасность не обошлось: на ЛАЭС, как и на других станциях, были потрачены огромные суммы на покупку техники, которая может обеспечивать подачу воды из любых источников и в любых ситуациях. Даже если все линии электропередач будут оборваны и станция окажется отрезанной от внешнего мира. Современные мотопомпы, мощные дизель-генераторы и другая техника стоят на нашей площадке. Каждое утро начальник электроцеха докладывает о готовности систем к пуску.

На обеспечение безопасности расходуется около 70 процентов от общих затрат атомной станции.

Тест для реактора

По словам главного инженера Ленинградской АЭС-2 Александра Беляева, первый энергоблок уже в высокой степени готовности. Сейчас заканчиваются пусконаладочные работы, после чего начнется этап «горячих» испытаний. 

- Горячая обкатка подразумевает имитацию работы блока на эксплуатационных параметрах, в рамках которой будет проведено около 80 стресс-тестов, - объясняет Александр Николаевич. - Испытания нужны для подтверждения последующей надежной и безопасной эксплуатации энергоблока.

А вот распределительная станция уже прошла испытания. С её помощью АЭС будет поставлять энергию потребителям. К слову, в энергетическом балансе всего Северо-Западного региона на долю ЛАЭС приходится 28 процентов.

В боевой готовности находятся и операторы блочного пункта управления, куда будут поступать все данные с энергоблока. Сотрудникам даже не придётся нажимать на кнопки: система полностью автоматизирована. Всю информацию операторы отследят на компьютерах. При ЧП это исключит человеческий фактор.

К слову, блочный пункт – единственное место на станции, где мы сняли каски. 

- В истории мировой атомной энергетики был случай, когда каска слетела с головы и упала на кнопку. После этого каски в блочных пунктах всех АЭС мира под запретом, - пояснили сотрудники станции.   

Современная, мощная, безопасная

Первую партию свежего ядерного топлива завезут на площадку АЭС ближе к началу физического пуска. Сейчас в шахту реактора загружено 163 имитатора тепловыделяющих сборок, а физический пуск, тоже довольно длительная процедура, начнется одновременно с загрузкой топлива в реактор. 

- С этого момента реактор фактически начинает жить, поэтому до физического пуска мы должны убедиться, что все системы работают нормально. Мы планируем выйти на этот этап 1 октября, - говорит Александр Беляев. - Окончательный ввод в промышленную эксплуатацию, то есть когда энергоблок начнет вырабатывать электричество, запланирован на 2018 год - синхронно с остановкой первого блока старой АЭС, а к 2026 будут выведены из строя оставшиеся три и запущены новые энергоблоки. Тогда Ленинградская атомная электростанция станет одной из самых современных, мощных и безопасных в стране.

В ТЕМУ

Цирконий, изготовленный на Чепецком механическом заводе, применяется для производства ядерного топлива. Не обойдется без него и реактор Ленинградской АЭС. 

 

Комментировать
  • Комментариев не оставлено. Вы можете быть первым
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика