События дня:

Авторизация
Вы не авторизованы. Попробуйте еще раз
У Вас еще нет аккаунта?
Регистрация или войти с помощью

Водный атом

Зачем России плавучие АЭС и ледоколы?

Корреспонденты «Красного знамени» продолжают изучать опыт и передовые технологии атомной энергетики в различных регионах страны. Проект проходит при поддержке Госкорпорации «Росатом». На этот раз наш журналист посетил Балтийский завод (Санкт-Петербург). Самые крупные его заказы сегодня связаны с атомным флотом и имеют статус уникальных. Что приятно: детали для некоторых кораблей поставляют в том числе из Глазова.

Малые города говорят: «Да!»

Журналистам показали первый в мире плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов». Первооткрывателя эпохи мобильных атомных станций назвали в честь первооткрывателя многих наук. По-моему – правильное решение! Для чего нужна плавучая АЭС? Считается, что она стоит дешевле строительства небольшой наземной электростанции и быстро окупается. Энергетический блок позволит продолжить развитие дальневосточного региона и Крайнего Севера, а также сможет работать в других странах. Египет, Иордания, Кувейт и другие государства уже заинтересовались этой разработкой российских учёных. 

- Плавучие АЭС будут устанавливать там, где потребность в энергии есть, а питания от единой энергосистемы нет, - рассказывает Алексей Владимиров, руководитель проекта «Плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов». - Такая АЭС ставится на якорь в спокойной, защищенной бухте, а электричество подается на береговую принимающую станцию по проводам. Она сможет обеспечить энергией крупные промпредприятия, газовые и нефтяные платформы в открытом море, портовые города с населением в 250 тысяч жителей. 

Если задаться целью переоборудовать энергетический блок в опреснитель воды, то он сможет переработать до 100 тысяч тонн воды в сутки. Удивительная универсальность!

Ломоносов выбирает север

Проект мобильной атомной станции разработан в соответствии с требованиями МАГАТЭ по безопасности и с большим запасом прочности, который, по мнению специалистов, делает реакторы плавучего энергоблока неуязвимыми для цунами и других природных катаклизмов.

В июле завод посетила комиссия МАГАТЭ.

- Гости оценили безопасность, они убедились, что все требования при строительстве энергетического блока соблюдаются, - прокомментировали итоги визита сотрудники завода.

Экипаж энергетического блока – девяносто человек. Работать на станции команда будет по три-четыре месяца. Поэтому тщательно продуманы не только надёжность и безопасность, но и все детали, касающиеся ее быта и досуга. Рабочие будут служить вахтовым методом, по тридцать человек в смене. Здесь есть бассейн, спортзал, библиотека, столовая. Уже завезена удобная и отвечающая всем требованиям безопасности мебель. Сейчас идут испытания всех систем, заканчивается отделка станции. Уровень готовности  – более 95 процентов. Причем, в оснащении - всего 10 процентов импортного оборудования.  

Объект закончат полностью 30 ноября. Но в Мурманск – там загрузят ядерное топливо в реакторы станции и запустят их - он отправится при благоприятных весенних условиях в 2018 году. Работать начнет и вовсе в 2019. Кстати, энергетический блок станет самой северной в мире атомной станцией. Сейчас этот статус принадлежит Билибинской АЭС (введена в строй в 1974 году), на замену которой должен прийти «Академик Ломоносов». Срок вывода Билибинской АЭС из эксплуатации синхронизирован с запуском энергетического блока.

Опережая время

«Академик Ломоносов» - не судно, у него нет двигателя, на Чукотку его доставят буксиром ледоколы. Любопытно, что из-за инновационности плавучей АЭС возникла неопределенность с применением к проекту плавучего атомного энергоблока разработанных в свое время положений морского права. Оно «не успело» за российскими разработками, в нем отсутствует понятие «несамоходного плавучего ядерного объекта». Чтобы избежать двойной трактовки правовых документов, было принято решение провести загрузку топлива как можно ближе к объекту потребления. Путь от Санкт-Петербурга до Мурманска станция пройдет без ядерного топлива на борту. Тем самым «Росатом» полностью снимает существующую юридическую коллизию и действует из принципа добрососедства.

«Арктика» на Балтике

Следующая остановка нашей делегации – атомный ледокол «Арктика». Он тоже строится на балтийских верфях. Его длина - 173 метра, ширина – 34 метра, водоизмещение - 33,5 тысячи тонн. После строительства самый большой и мощный атомоход в мире отправится покорять северные моря и устья сибирских рек. Он способен круглый год проводить караваны судов к населенным пунктам, горнорудным предприятиям и морским портам Арктики.

- Ледокол способен работать как на глубокой воде, так и на мелководье. Другими словами, «Арктика» является двух-осадочным судном, - рассказал Сергей Черногубовский, руководитель проекта универсальных атомных ледоколов Балтийского завода. - При погружении на 10,5 метра атомоход сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до трех метров (!), а при мелкой осадке – она составляет 8,5 метра – работать на неглубоких участках Енисея и Обской губы. Тем самым новый атомоход заменит собой сразу два ледокола, которые сейчас работают в устьях этих рек.

Реактор мал, да удал

«Арктика»  - ледокол с реакторной установкой нового поколения «РИТМ-200». Ее поставляет группа предприятий «Атомэнергомаш». Она гораздо меньше, безопасней и выдаёт 60 мегаватт мощности, что делает «Арктику» самым могучим ледоколом из всех существующих. Срок службы таких реакторов - сорок лет. Безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет. Для примера, за это время дизельному ледоколу для работы пришлось бы потратить 540 тысяч тонн арктического дизеля.

Из Глазова с любовью

На сегодняшний день готовность судна составляет более 45 процентов. Детали для ледокола изготавливают по всей России. Часть из них привозят из Глазова. На Чепецком механическом заводе изготовили для ледокола уникальные комплектующие. Это бесшовные шестигранные трубы из циркониевого сплава. Толщина их стенок - всего около полутора миллиметров. Для их изготовления на предприятии была разработана специальная технология. Трубы будут использованы в реакторных установках «Арктики».

В северные воды России ледокол «Арктика» выйдет в 2019 году, а двумя годами позже его примеру последуют еще два новых ледокола «Сибирь» и «Урал». После по заказу госкорпорации «Росатом» планируется создание еще более мощного ледокола «Лидер». Он обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

В ТЕМУ

Балтийский завод специализируется на строительстве надводных кораблей первого ранга, судов ледового класса (ледоколов, многофункциональных судов-снабженцев, судов технического обеспечения работ на шельфе) с атомными и дизель-электрическими силовыми установками, атомных плавучих энергоблоков, плавучих опреснительных комплексов.

 

 

Комментировать
  • Комментариев не оставлено. Вы можете быть первым
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика