Что даёт глазовскому образованию поддержка ЧМЗ и Росатома?

В августе, в канун учебного года, педагоги Глазова «сверяют часы» на педагогической конференции. Тема нынешней дискуссии была определена так: «Образование атомного города: смыслы и возможности». В год 80-летия атомной отрасли точнее не сформулируешь. В векторе уникальности развивается не только Чепецкий механический завод, но и система образования города – разумеется, при поддержке Росатома и градообразующего предприятия.
Венера Бекмансурова, учитель английского языка гимназии №14 (победитель республиканского конкурса «Учитель года Удмуртской Республики»):
- Наша сила - в учителях-энтузиастах, для которых педагогика - это призвание, а не просто профессия. Они действительно горят своими предметами и зажигают детей.
Слабая сторона - дефицит системного видения. Иногда мы тонем в рутине и теряем из виду главную цель - развитие потенциала каждого ребенка.
Мы движемся к созданию образовательной экосистемы, где детский сад, школа, учреждения дополнительного образования, колледжи и вузы действуют как единое целое. На мой взгляд, эффективнее двигаться поможет развитие института наставничества.
Елена Возжаева, заведующая детским садом №30, победившем во Всероссийском конкурсе «Лучшие детские сады России-2025»:
- Сильной стороной глазовского образования является его давняя история и традиции, которые формируют прочную базу для развития. Учебные заведения города, от детских садов до вузов, демонстрируют стабильно высокие результаты в творческих, научно-технических конкурсах, предметных олимпиадах, что свидетельствует о качестве преподавания и мотивации учащихся. Однако существует потребность в модернизации материально-технической базы и внедрении инновационных образовательных технологий, чтобы соответствовать современным вызовам и обеспечить конкурентоспособность на федеральном уровне.
Ренат Камалов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №14 (награждён медалью К.Д. Ушинского за совершенствование системы науки и образования):
- Современное образование давно вышло за стены отдельных зданий. Сегодня успешный город — это не просто место для жизни, это масштабная образовательная экосистема, где каждый квартал, предприятие, музей и технопарк становится частью единого учебного процесса. Эта концепция получила название «Город как школа». Её суть — в интеграции всех городских ресурсов для формирования компетенций и раскрытия талантов каждого жителя, от дошкольника до взрослого специалиста.
Ярким примером реализации этой стратегии в России является проект «Школа Росатома». Это не просто набор конкурсов и олимпиад для учеников. Это комплексная программа, направленная на создание современной образовательной среды в городах присутствия Госкорпорации «Росатом». Проект затрагивает все уровни: от подготовки кадров для атомной отрасли до повышения квалификации учителей и развития инфраструктуры.
Стратегия «Город как школа» через проект «Школа Росатома» — самая надежная инвестиция в устойчивое развитие территории. Однако часто этот проект воспринимают узко — как точечные мероприятия или просто как дополнительный источник финансирования. Но его истинная идеология гораздо шире. Цель проекта — не просто дать знания, а воспитать мыслящего, критически оценивающего информацию, способного к творчеству и командной работе человека.
Этот проект ломает стены между школами, городами и даже странами, создавая единое образовательное пространство, где лучшие практики становятся общим достоянием. Развивая образование сегодня, Росатом и администрации городов готовят себе перспективных сотрудников, грамотных инженеров, IT-специалистов и просто ответственных граждан завтра.
Глубокое понимание целей - первый и главный шаг, который открывает доступ к серьезным ресурсам и, что самое важное, к качественно новому уровню человеческого потенциала всего города. Проекты активнее инициируются, ресурсы направляются на системные, а не точечные улучшения, создаются убедительные обоснования для запроса финансирования, которые ясно демонстрируют будущий эффект для города и отрасли.
Финансирование следует за ясной, продуманной и перспективной стратегией, а не за разрозненными заявками. Яркое подтверждение этому — опыт городов-участников проекта.
Города, которые полностью погрузились в идеологию «Школы Росатома» и сделали ее частью своей муниципальной политики, демонстрируют качественно иной уровень образования. Их школьники побеждают в федеральных олимпиадах, учителя внедряют инновационные методики, а сами города становятся центрами притяжения для молодых и талантливых семей.
Марина Ляпина, учитель истории и обществознания школы №13 (удостоена Почетного звания «Почетный работник сферы образования Российской Федерации»):
- Современная школа стоит на пороге очередных революционных изменений: рождается новая дидактика, сочетающая фундаментальные знания и внедрение искусственного интеллекта в образование. Смогут ли школы города достойно адаптироваться, во многом будет зависеть от работы управления образования г. Глазова.
Городу не хватает сильного методического центра (методической службы), его надо создавать. Не в полной мере согласна со стремлением развивать в городе Глазове, да и стране в целом, естественно-научное образование в ущерб гуманитарному. Понятно, что это социальный заказ администрации города и ЧМЗ, но невозможно из всех воспитать Курчатовых, Лобачевских, Павловых, Поповых...
Как член Всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения РФ ставлю перед собой задачу защиты гуманитарного образования, которое становится основой формирования духовно-нравственных ценностей и смыслов. В эпоху цифровизации ценности и смыслы становятся фундаментом становления личности, ее деятельности.
Работая в ВЭПС с 2022 года, ценю стремление Минпросвещения РФ защитить и повысить статус педагога, создать равные возможности для получения образования в стране, снизить бюрократическую нагрузку на педагогов и администрацию школы. Всегда ли региональные и муниципальные власти соблюдают рекомендации и регламенты? Нет. Со злоупотреблениями можно и нужно бороться: созданы каналы для обратной связи с Минпросвещения РФ, чат-боты, которые курирует Рособрнадзор.
Быть услышанным, участвовать в выработке государственной образовательной политики - это важно! А учителя в Глазове уникальные, но материальная база школ разная. С тряпкой и мелом без применения современных технологий и возможностей ИИ учить современных детей очень проблематично.
Город Глазов испытывает кадровый голод, который затронул и сферу образования. Проблемы есть, но они решаемы. Главное - любить то, что ты делаешь! В педагогике случайные люди не задерживаются.
Ольга Обухова, начальник управления образования (награждена благодарностью ГК «Росатом» за многолетний добросовестный труд, достижение высоких показателей в профессиональной деятельности и большой личный вклад в развитие местного самоуправления в городах атомной отрасли):
- Росатом системно занимается развитием территорий, программами социальной активности. Вместе мы реализуем проекты, направленные на решение задач в сфере образования, на создание условий для молодежи. В этом отличие Глазова от других муниципалитетов Удмуртии.
В прошлом году было проведено исследование статистических данных и результатов опросов населения, по 11 направлениям был составлен рейтинг индекса качества жизни в городах присутствия Росатома. Глазов занимает второе место среди 30 городов по показателям отрасли «Образование».
Третий год город участвует в проекте «Школа Росатома». 8 выпускников в 2025 году сдали ЕГЭ на 100 баллов. В Глазове три атомкласса - это 252 ученика! Более 40 процентов старшеклассников выбирают техническое и естественно-научное направления. Глазов — первый город в Удмуртии, который присоединился к федеральному проекту «Профессионалитет». В ГИПУ открыта кафедра «Металлургия». Профориентационная работа у нас проводится с дошкольного возраста.
На протяжении последних нескольких лет мы подробно говорили о модели бесшовной подготовки специалистов: детский сад – школа – СПО – ВУЗ – предприятие. Подготовительный этап пройден. Сейчас мы на стадии заключения договоров между сторонами.