Живой
15 февраля исполняется 30 лет со Дня вывода советских войск из Афганистана. На протяжении десяти лет Советский Союз помогал ДРА (Демократической республике Афганистан). 189 глазовчан выполняли на ее территории интернациональный долг. Шестеро ребят не вернулись домой.
Эту дату ветераны, члены общественной организации участников и инвалидов войны в Афганистане, встречают с особым чувством. Памяти своих ушедших товарищей они подготовили большую программу. Организовали выставку, проводят встречи со старшеклассниками в школах города, на которых рассказывают о неизвестной для молодого поколения войне, о подвигах глазовчан.
Ветеран Афганистана Бахтияр Рафиев стал гостем «Урока мужества» в школе №9.
- Все наши земляки, прошедшие Афганистан, – настоящие герои, - сказал Бахтияр Джалилович. - Они живут рядом с нами, и порой, глядя на человека, мы даже не догадываемся, какие испытания выпали на его долю. И неважно десантником, пехотинцем, разведчиком или водителем служил тот парень.
- И даже водитель был героем? - тихо удивились дети.
- Водители грузовиков – одни из самых смелых, в одной руке руль, в другой автомат…
Таким был и Рафик Энтентеев – скромный человек со скромной, на первый взгляд, биографией. Он родился в Глазове, учился в школе №8, после девятого класса поступил в ГПТУ24, прошел обучение в автошколе, после завершения, которого был призван в армию.…
Служил Рафик Энтентеев в 66 отдельной мотострелковой Выборгской Краснознаменной ордена Ленина бригаде.
- Мой призыв - это Анатолий Ляпунов и Игорь Бабинцев, - рассказывает мой собеседник. - Помню, в 1981 году в ГПТУ перед нами выступали ребята, которые только вернулись из Афганистана. Мы слушали их рассказ и до конца не понимали происходящее. Слишком далеко была эта война. Да и не все они могли рассказать нам в то время. И если бы мы знали всю правду, разве могло бы это повлиять на наше решение. В октябре 1982 года меня призвали на службу. После учебки нам не говорили, куда конкретно нас отправят дальше.
В Челябинске мы расстались с Игорем Бабинцевым. В Афганистан, в провинцию Нангархар, Джелалабад мы прибыли в июле. С борта спустились. Изнурительная жара, 50 градусов. Все было непривычно: все в панамках, с автоматами. Первое время тяжело привыкали к климату, к условиям. Все было, переболели тифом и малярией . Но это было привычным делом, подлечили и снова в строй. Жили в палатках. Ночью выли шакалы, утром мулла зазывал всех на молитву. Однажды только легли спать, ударили гаубицы. Мы с непривычки испугались, потом привыкли. В том эмоциональном порыве написал я другу письмо.
С местным населением общаться не рекомендовалось, но дети есть дети, они проявляли к нам любопытство. Конечно, жизнь в Афганистане разительно отличалась от нашей в СССР. Нищета, неграмотность... А маме Рафик писал, что все хорошо, служба протекает спокойно. Она все спрашивала: сынок, а почему у тебя все время меняется адрес, хотя я писал ей, что все это - учебка. Но добрые люди подсказали маме, если на конверте полевая почта - то точно сын в Афганистане.
- Мама, мудрая женщина, все понимала, лишних вопросов не задавала, сохраняла присутствие духа и очень меня поддержала , хотя в душе, как все матери. страшно переживала, - говорит Рафик. - На войне не боятся только дураки. Однажды пришлось заночевать в горах. Одна из автомашин сошла с дистанции, колонная ушла вперед , четыре машины остались в горах. Пока чинили, другие ребята-водители охраняли. Афганцы - народ непредсказуемый. Днем с киркой в руках, простой труженик, а ночью с винтовкой. А оружия у местного населения было огромное количество, помогали боеприпасами и медикаментами друзья из азиатских стран. Автомобильная рота участвовала в перевозке различных грузов, в боевых операциях без нее не обходилось, подвозила боеприпасы и топливо.
Водитель на войне имеет мало прав: нельзя отстреливаться, машину можно покинуть только в том случае, если она подбита. Движение - строго колонной, без остановок. В движущиеся цели душманы стреляли неважно, а вот остановившийся транспорт был для них легкой добычей. Что бы ни случилось – надо было сохранять присутствие духа, продолжать движение. «Духи» охотились за бензовозами, старались подбить их первыми. Сотни километров накатал по ставшей родной Джелалабадке глазовчанин. Проехал весь Афганистан. Было ли страшно, конечно, было.
- Едешь, а по тебе лупят, а ты не можешь ответить, твоя задача только двигаться ... Спасибо ребятам на выносных постах , спасибо сопровождению десантникам, пехоте. Они охраняли наши колонны. Встреча с земляками на чужой земле всегда радостна. Водители на стекле автомашины писали место, откуда они родом. Однажды юкаменский парнишка из сопровождения, стоявший на одном из постов «вычислил» Рафика. Столько было радости. Юкаменец сообщил Игорю Бабинцеву, что здесь его земляк ездит. Так и встретились, правда под конец службы. Игорь стоял на посту перед Кабулом, перед серпантином. Увидел машину земляка, вскочил на подножку, так и пообщались. Свидились...столько было радости Игорь все шутит теперь как меня увидит : "Привет камикадзе". А прозвище это дал, потому что я на бензовозе ездил.
Столько лет прошло, а я вспоминаю с большой теплотой всех ребят, с которыми служил. Рота у нас была очень дружная, многонациональная, ребята с Украины, Кавказа, Молдавии. Бывало сядем все вместе за стол, общаемся и будто нет войны вокруг. Слишком дружно жили, понимали друг друга с полу слова. Мы тогда научились прощать друг другу мелкие обиды, в быту всякое бывает.
Как только появился в 2008 году сайт Одноклассники, мы все нашлись, правда, после кто-то ушел из-за старых ранений, сейчас не просто с ребятами с Украины общаться. В 2014 году мы встречались в Орле, впервые за долгие годы. Незабываемая встреча. Вспоминали службу, а как иначе Афганистан – это наша молодость. Сегодня, когда на вопрос, где служил, отвечаю в ДРА, некоторые не понимают. Спрашивают: А где это? Жизнь проходит, а память, не сотрешь. Вечная память погибшим, выполняя свой интернациональный долг. И пусть подвиг наших ребят живет в памяти глазовчан.