События дня:

Авторизация
Вы не авторизованы. Попробуйте еще раз
У Вас еще нет аккаунта?
Регистрация или войти с помощью

Верую, Господи!

11 Апр 2018 14.18 Автор: Лариса Котикова 2893 0 10
По вере вашей да воздастся вам

Продолжается Светлая Седмица, на протяжении семи дней православные празднуют Пасху. Празднование – это не еда и питие, а большая духовная радость, укреплять которую необходимо посещением богослужений и совершением благих дел. Продлится Седмица до Красной горки, то есть, до следующего воскресенья, 15 апреля.

О вере, силе духа, традициях православной церкви наша интернет-конференция с иереем Николаем Середой, настоятелем храма Cвятого великомученика и Победоносца Георгия.

 

 Лариса Котикова:

- Отец Николай, в ваш храм часто прибывают частицы  мощей святых угодников. Для верующих людей это большое событие. Становится ли в эти дни в храме больше верующих? Многие не знают, как вести себя в храме в таких ситуациях, наблюдаю, что кто-то прикладывает к мощам сотовые телефоны, колечки, крестики или иконки. Как себя нужно вести в этих случаях?

 

Иерей Николай Середа:

- Действительно мы довольно часто привозим святыни в наш храм. Ведь не у каждого есть возможность посетить святые места в России или за рубежом, помолиться в монастырях или храмах с чудотворными иконами или мощами святых угодников. Многие святыни находятся вообще за рубежом. И конечно в эти дни в нашу церковь приходит много людей. Многие с надеждой на чудо, помощь или в ожидании поддержки. Но хочется сказать о том, что каждый из нас воспринимает чудо по-своему. То что для меня является необьяснимым, для другого вовсе ничем не примечательное событие. И второе очень важное для понимания. Приходить к Богу или святым только для того, чтобы о чем то попросить,  наверное, не совсем честно, справедливо по отношению к Тому, Кто о нас заботится постоянно. Господь не должен для нас быть лишь способом получить желаемое, некий волшебник, исполняющий наши желания. Мне кажется, что любой маме, любящей свое чадо, хотелось бы отклика, ответных чувств. Так, наверное, и нам стоит относиться к Тому, к Кому мы обращаемся Отче наш. Прежде всего, по сыновьи, с ответной любовью, а не только лишь с просьбами "помоги, подай, подари". Это были бы гармоничные отношения человеческой души и Творца. А свершающиеся с нами чудеса - это еще один из поводов поблагодарить Спасителя.

Как вести себя в храме – вопрос важный. Религиозная жизнь в нашей стране была под запретом долгие десятилетия, и вот уже порядка тридцати лет, как открываются храмы, совершаются богослужения, и каждый может прикоснуться к духовной жизни безбоязненно. Узнавать о христианстве, о православии, церковных традициях никто не препятствует. Действительно, храм - место особенное, тут оживает душа, пробуждаются прекрасные качества человеческого сердца, здесь мы совсем близко к Богу. Находиться в храме, сколько бы лет вы его не посещали, нужно всегда с трепетом и благоговением, с пониманием того, к Кому вы пришли. Если вы делаете лишь первые шаги, то не стоит бояться ошибок или сделать что- либо неправильно. Храм не минное поле, если вы не сознательно сделали что-то не так, Господь вас не осудит, наоборот, для Него ваш приход в храм - радость. Прикладываться к святыне можно таким образом: помолившись у иконы или, как в нашем случае, у ковчега с частицей святых мощей, зажгите и поставьте вашу свечу на подсвечник. Потом нужно перекреститься дважды, поцеловать краешек иконы или ковчега, снова можно перекреститься и отойти в сторонку.

 

Нина Булдакова:

 - В родительский день мы все по традиции идем на кладбище, наводим порядок на могилках. Кто-то поминает, выпивает. А как правильно надлежит проводить этот день верующим? Какие молитвы читать?

Иерей Николай Середа:

- В родительские субботы, в дни поминовения усопших (родительские субботы или поминовение усопших в 9, 40 день, в годовщину) православные христиане посещают прежде всего не кладбище, а храм. Подать записку, поставить свечу это уже стало традицией. Но нужно, чтобы поминовение не было лишь формальным исполнением, а мы действительно сердцем обратились к Богу с ходатайством о душах усопших, с просьбой о прощении ошибок, грехов умершего человека. Ведь там нет возможности им о себе помолиться, принести покаяние, вся их надежда на нас - живущих, помнящих и продолжающих их любить. Поминать - значит молитвенно вспоминать, совершать дела милосердия в память о человеке. Ну и самое важное, чем мы можем помочь усопшим, это наша собственная праведная и добродетельная жизнь, забота о наших близких. Любовь к тем, кто тебя окружает.

Приходя на могилу,  мы молимся (чин этот называется - лития). Затем наводим чистоту, приводим в порядок памятник, оградку. Ну и было бы самым неуважительным поступком  оставлять продукты или напитки на могиле, так как на кладбищах много животных, птиц – и, оставляя продукты, ставя стаканы с питьем мы тем самым даем повод осквернить последнее пристанище человека. Грязь, мусор, остатки пищи или обертки от нее - все это представляет печальное зрелище. Святой апостол Павел сказал в послании к римлянам: «Царство Божие не пища и питие, но, праведность и мир, и радость в Духе Святом». Ведь логично, что умершие,  не нуждаются ни в пище, питье или одежде. Им необходима наша духовная забота.

После празднования Пасхи поминовение усопших не совершается до 9 дня - Радоницы, так как Воскресение Христово есть праздник двух миров - небесного и земного, и Пасхальная радость затмевает любое горе.

 

Елена Ившина:

- Отец, Николай, какие иконы обязательно должны быть в доме каждого человека?

Иерей Николай Середа:

- В первую очередь это иконы Спасителя и Божией Матери. Ну а потом еще иконы святых, которых почитают в этой семье, в доме. Обычно располагаются иконы на восточной стороне, но если нет возможности, то на видимом месте. Класть иконы в кошелек, носить в кармане это неправильно, в этом нет благоговейного отношения к тому, кто на ней изображен. А вот повесить иконочку на шею рядом с крестиком – это можно и это хорошо.

 Ирина Романова:

- Мы часто ждем от Бога сиюминутного исполнения наших прошений, и порой не получаем просимого. Как воспитать в себе терпение в скорбях и болезнях? 

Иерей Николай Середа:

- Да, действительно, мы не умеем терпеть, ждать, хочется всего и сейчас. Дело в том что сердце человека искажено грехом. Наши мысли и чувства так или иначе более склоняются к худому. У Бога же все иначе, Он видит все более чистым, светлым, непорочным. И то, что мы просим порой может быть не полезным, прежде всего для души самого человека или окружающих. Это один момент. Следующее, что хотелось сказать, это то, что в случае "замедления" Богом исполнения наших желаний, в человеке должны бы проявится такие качества как доверие к Богу и надежда на Него. И, наконец, последнее и, наверное, одно из самых распространенных заблуждений - это представление о Боге, как волшебнике, исполняющим наши желания за свечку, копеечку, брошенную в церковную кружку, ну или "ты же наш Отец… вроде как обязан заботиться". Если родитель не покупает конфету, газированный напиток по первой просьбе ребенка, то это не означает что папа или мама не любят его, а напротив, беспокоятся и желают лучшего, не навредить, исполняя прихоти малыша. Так и Господь, видя, что будет благом для ДУШИ человека, откликается на просьбу, либо напротив, видя, что то или иное пожелание навредит - может и не свершить, или отложить. В молитве мы не должны забывать прибавлять: "не как я хочу, а как Тебе будет угодно". И возложить надежду на Бога.

Мария Иванова:

- Матрона Московская говорила «приходите ко мне, как к живой, и я каждого услышу, каждому буду помогать». Существует ли у святых лимит сил на помощь всем? 

Иерей Николай Середа:

- Нет, конечно же, нет никакого лимита сил для помощи нам грешников у святых. Наоборот они, живя на земле, проявили любовь к Богу и людям, которых могли видеть. А, оказавшись у Престола Господа, они не имею телесных ограничений, и их доброе отношение распространяется еще шире. Их соучастие, сострадание, любовь к каждому человека не имеет границ, предела.

Кирилл:

- В чем выражается вера в Бога? Можно ли делить людей на верующих и неверующих? 

Иерей Николай Середа:

- Выражение веры, а я бы сказал, проявление любви к Богу есть исполнение Его заповедей. Сам Христос об этом говорит: Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите (Ин 14:15). Вот представьте, что вы полюбили человека. Будите ли вы ему делать назло или, напротив, станете внимательны к своим поступкам, станете ли вы его оскорблять или напротив - говорить приятные слова. Когда вы встречаете подобного человека, то вдруг преображаетесь, узнаете что ему приятно, а что огорчает, что доставляет ему радость, а что напротив противно и горько ему. Так, пусть по детски, можно и описать отношения христианина с Богом. В желании делать приятное, не огорчать, а огорчив - извиниться.

А тот, кто вам понравился постоянно в вашей голове и сердце? Свидания с ним кажутся мгновением, а моменты разлуки - вечностью? Никакая непогода, усталость, какие-то люди и обстоятельства не помешают вашему желанию увидится. Ведь так? Так и здесь - повстречав Бога, человек не мыслит себя без Него.

 

Наталья Морозова:

- Многие говорят «Бог у меня в душе» и не ходят в храм, не молятся, не исповедуются, не причащаются. К чему ведет такая «вера в душе»? 

Иерей Николай Середа:

- Вера в душе. Это распространенное понятие. "Зачем мне посредники, для чего нужно ходить в храм, если Бог везде?". В этих определениях, мне кажется, скрывается некоторое лукавство, самооправдание. Человек сам себе выдумывает бога. Тех, кто говорит о вере в душе, хочется спросить - а какая она твоя душа? Тебя все устраивает в себе, твои привычки, нравственные устои? Люди, которые рядом с тобой счастливы или иногда плачут? Таким образом, происходит подмена понятий Бог и совесть. Совесть может быть заглушена, тиха. Совесть можно не услышать. Совесть Адольфа Гитлера, Владимира Ленина, Иосифа Сталина или совесть преподобного Серафима Саровского, блаженной Ксении Петербуржской. То, что позволяли себе одни, не мыслимо для других. Господь вложил в Церковь все что необходимо и полезно человеку как в сокровищницу. Бери, пользуйся. Церковь это живой организм, состоящий из своих членов - нас с вами, Главой ее является Сам Господь. Он же и управляет ей. Соответственно если человек не входит в церковное общение, он сам свидетельствует о том, что Бог (возможно на данном жизненном этапе) ему не нужен.

Есть такое выражение, что правила дорожного движения написаны кровью. Если здесь стоит тот или иной знак – возможно, тут произошла трагедия. И дабы обезопасить людей их предупреждают об опасности. Так и в духовной жизни есть определенные правила и законы, не зависящие от нашего желания. Если я не хочу довериться закону всемирного тяготения и желаю полететь шагнув с крыши - полечу, но вниз. Так и с выражением "вера у меня в душе" - это свое представление о Боге, свой кодекс чести, законы и заповеди, своя мораль и собственная нравственность. Нас на Земле порядка 7 миллионов. Так что, значит, существует 7 миллионов богов? Есть правила и каноны, догматические определения и мы, в силу своей греховности, не всегда их можем понимать, но от этого они не являются ошибочными.

 

Вера Самсонова:

- Человеку, пришедшему в храм уже в зрелые годы, сложно принять Бога всем сердцем, вера скорее разумная, вычитанная из книг. Как уверовать по-детски, не ища доказательств? 

Иерей Николай Середа:

- Святые отцы никогда не говорили о доверии чувствам. Разгоряченное сердце человека может привести к ошибкам. Потому если вера получена путем поиска, рассуждений, посредством ума и знаний более прочна. Мы видим этот окружающий мир, его гармонию, подчиненность законам, порядок и последовательность. Таким образом, мы можем придти к мысли о том, что есть Законодатель, Творец. Тот, который сотворил, заботится о мире. Наверное, многие из ученых, подобным образом и пришли к вере. Через умное рассматривание окружающего. "Вера от слышания, а слышание от слова Божия». Это слова из Послания апостола Павла к Римлянам (10. 17).

Господь каждого человека старается привести к духовной жизни по-своему. Епископ Тихон (Шевкунов) произнес как то: «Бог говорит с человеком обстоятельствами жизни». А в книге Откровения читаем: "Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3:20). То есть Бог, не нарушая нашей свободы, если можно так сказать, робко стучится к нам в сердце. Предлагая человеку иное счастье, иную жизнь. У каждого может возникнуть желание или покрепче закрыть двери сердца, либо, напротив, отворить.

 

Дарья Ившина:

- В храм Георгия Победоносца периодически прибывают частицы мощей святых угодников Божиих, к ним приезжают приложиться семьи с маленькими детьми. Как рассказывать ребятам помладше о святых? 

Иерей Николай Середа:

- Дети учатся на примере родителей. Даже если вы прочли им житие или пересказали своими словами, то они так или иначе будут смотреть, а какое впечатление на вас производит тот или иной святой. В идеале мы должны, хотя бы в небольшой степени, последовать примеру этого человека. Ведь для того нам Господь и дарует святых угодников, чтобы мы увидели что любой человек способен изменится, стать иным, приблизится к идеалу христианства. Ведь зачастую эти святые люди поднимались из великих падений, из невероятной грязи, безобразия и осквернения собственной жизни. Они во многом были такие же, как мы, никаким особым образом не влиял Бог на их желание изменится. Вот этому мы и должны научится сами и передать своим детям. Посмотрите на пример святой блаженной Матроны Московской, человек с ограниченными возможностями, как бы мы сейчас сказали. А с каким самопожертвованием и любовью она утешала, приводила людей к Господу, ободряла. Наверное, она более нуждалась в нашем участии, но ее жизнь говорит о другом. Она, любя Господа, дарила всю себя людям. И сейчас, находясь у Престола Божия, продолжает о нас молится и утешать. И другие примеры святых так же нас должны научить: любить Бога, а значит и всякого человека. Вот, наверное, и смысл чтения жития, об этом важнее поговорить с ребенком. О том чему мы можем научится у того или иного святого.

 

 

Комментировать
  • Комментариев не оставлено. Вы можете быть первым
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика