События дня:

Авторизация
Вы не авторизованы. Попробуйте еще раз
У Вас еще нет аккаунта?
Регистрация или войти с помощью

В гостях у царицы наук

Физико-математический лицей при поддержке филиала РИР провел грандиозный математический турнир

Вопрос на засыпку

8 февраля. 108 пятиклашек в холле второго этажа физико-математического лицея. Выбираю самого розовощекового, увожу в сторонку и задаю сакраментальный вопрос:

- Зачем нужна математика, если считать можно на калькуляторе, который всегда под рукой, в смартфоне?

Мальчишка в жилете с эмблемой ФМЛ, недолго думая, выдает:

- А чтоб в магазине не обманывали!

 

 

Надо учиться!

И ведь не поспоришь. Действительно, это первое, что приходит в голову. А вот Наталья Викторовна Шихова, преподаватель математики физико-математического лицея, по инициативе которой в ФМЛ прошел грандиозный математический турнир имени С.Х. Головешко, на мой сакраментальный вопрос отвечает более аргументированно:

- Зачем сейчас учиться, если есть калькуляторы? В ответ на это известный популяризатор математики, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН Алексей Владимирович Саватеев говорил так: «Хотите быть банановой республикой - вперёд, закройте космическую программу, инженерную, объявите, что Россия как самостоятельная культурная сущность не существует, адаптирует чужие форматы, будет поставлять нефть и газ, не будет рыпаться никуда, захотите - разделится на несколько кусков… А если мы хотим быть страной-цивилизацией, надо учиться».

Я с ним согласна. Счёт развивает мышление. Мышление необходимо, чтобы четко, в доступной форме излагать все свои мысли и доводы, быстро находить правильное решение проблем, даже находясь в критической ситуации, исправлять свои ошибки, избегать совершения новых промахов.

 

- Наталья Викторовна, слушаю ваших коллег-математиков из других школ, они в один голос жалуются – дети все слабее и слабее год от года…

- Рассуждения, что раньше было лучше, можно встретить часто, так как многие склонны романтизировать прошлое. Я с таким высказыванием не согласна. Мне нравится жить в реальном мире, работать и учить современных детей, используя свои знания и опыт, придумывать для детей что-нибудь новое и интересное, чтобы процесс обучения математике был более увлекательным. Именно для этого мы и проводим наш турнир – турнир имени замечательного педагога, нашего наставника Соломона Хаймовича Головешко, которому в этом году исполняется 100 лет.

 

 

Математика формирует логику

- Соломон Хаймович влюбил нас в математику, - рассказывает ветеран педагогического труда, языковед, бывший преподаватель русского языка и литературы физматлицея Марина Сергеевна Корнеева. – Нам было очень весело, интересно на его уроках. Мы часто бывали у него в гостях на улице Короленко. Там мы пили чай, общались, слушали классическую музыку.

- Математика формирует логику, я в этом убеждена. Наши дети никогда не писали больших сочинений. Они всегда выражались предельно емко, логически грамотно. Помню своего выпускника, который писал как-то сочинение по Маяковскому – на медаль шел мальчик. Так вот, этот текст абсолютно напоминал решение математической задачи – настолько четко, емко все было выстроено.

 

 

7 козлят и Эйлер

Турнир имени Соломона Головешко был построен как путешествие по восьми математическим станциям – задачки там 108 пятиклассникам из всех школ города (кроме школы 9 и гимназии 14) задавали сказочные герои.

Вот одна из задач:

- У козы семеро козлят. У 5 из них уже есть рожки, у 4 есть пятна на шкурке, а у 1 нет ни рожек, ни пятен. У скольки козлят есть и рожки, и пятна на шкурке?

Я не занималась математикой с тех пор, как закончила школу в 1990 году - от этих рожек и ножек у меня зарябило в глазах.

- Это через круги Эйлера надо решать, - с улыбкой замечает старшеклассник, работавший на турнире в качестве жюри.

 

 

Поддерживая традиции

Я не помню, что такое круги Эйлера. А вот Игорь Владимирович Корепанов, директор филиала РИР, конечно, да, помнит. Точные науки в нем, как и во всех выпускниках физико-математического лицея, были заложены на всю жизнь. Это не те знания, когда сдал предмет и забыл. Это тот фундамент, который помогает на протяжении всей жизни. Служит основой и личным успехам, и успехам в работе.

Поэтому не случайно, что именно филиал РИР стал тем предприятием, которое поддержало идею Натальи Викторовны Шиховой о проведении именных турниров, посвященных педагогам ФМЛ. В прошлом году это был турнир Арона Григорьевича Вайнера, в этом - турнир имени С.Х. Головешко. Компания Русатом Инфраструктурные решения заинтересована в привлечении хороших инженерных кадров. Вот и начинает их растить со школьной скамьи.

 

Игорь Корепанов, депутат городской Думы:

- Мы помогаем сохранить лицейские традиции, которые заложены легендарными глазовскими педагогами, в том числе педагогами-фронтовиками. ФМЛ – это школа с особой атмосферой, мы хотели, чтобы ребята города и района могли приходить сюда, мериться своими силами на турнирах. Для кого-то это может стать отправной точкой к увлечению точными науками, шагом к будущей профессии.

 

 

Итоги турнира

Турнир проходил в двух лигах – среди школ и среди пятиклассников ФМЛ.

В ФМЛ все призовые места забрал пятый «а». В школьной лиге лучшими стали ребята из школы №15. На втором месте – восьмая гимназия. Бронзу поделили сразу три команды: гимназия №6, школа №12 и школа №2.

Все участники получили в подарок ручки и блокноты. А победители – еще и подарочные сертификаты от филиала РИР в магазин канцтоваров.

 

 

Наука как профессия

Математические турниры – традиция ФМЛ. Так здесь отмечают День науки, который празднуется 8 февраля. Благодаря таким мероприятиям мы с вами можем быть уверены, что через несколько лет, когда наши глазовские ребята выпустятся из школы и отучатся в самых лучших вузах, многие из них будут отмечать День науки как свой профессиональный праздник.

Комментировать
  • Комментариев не оставлено. Вы можете быть первым
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика