Почему транспортная реформа в Глазове была необходима?
Почему это надо было сделать?
Система общественного транспорта Глазова строилась вокруг пяти базовых маршрутов: 1, 2, 3, 4, 10. Позже, по инициативам граждан, а в основном перевозчиков, добавилось ещё девять. Большая часть маршрутов — длинные, кольцевые, работающие в одну сторону и дублирующие друг друга.
В результате пассажиры на работу ехали кратчайшим путём, а домой - с экскурсией по всему городу или наоборот, что хуже. Из-за того что прямое перемещение занимало примерно 20 минут, а на автобусе примерно 40, популярность автобусов начала падать. Этому способствовали автомобилизация и развитие сервисов такси. В результате перевозчики попали в замкнутый круг: падает пассажиропоток — снижается доход — ограничивается выпуск — растут интервалы — падает пассажиропоток — снижается доход — деградирует техника и сервис — падает пассажиропоток…
То, что маршрут №2 «Кольцо» прекратил свое существование за год до реформы, в городе не особо заметили, потому что до этого были проблемы, и на их фоне это не стало событием. Маршрут №1 с интервалом в привычные 4-5 минут стал ездить через 15-20 минут.
Проблемы зрели, и стало ясно, что если не изменить сеть, в перспективе нескольких лет Глазов останется без общественного транспорта, кроме первого маршрута. ИПОПАТ (основной перевозчик в течение многих лет) не стал дожидаться такого развития событий и закрыл свой филиал в Глазове.
По состоянию на весну 2023 года, перевозчики имели в своём распоряжении 59 автобусов со средним «возрастом» 9,7 года - 73 процента из них требовали замены.
В администрации города было принято решение провести конкурс на осуществление перевозок по регулируемым тарифам на старых маршрутах - без обременений по обновлению автобусов и цифровизации в течение года: с сентября 2022 по август 2023 года. Это было время на аналитику и проектирование новой маршрутной сети.
Были собраны геоинформационные данные города, дополненные местами проживания и работы жителей, проведено исследование существующей сети, благодаря компьютерному моделированию разработана новая сеть остановок, и при участии ведущих транспортных специалистов Санкт-Петербурга и Перми проработаны трассировка маршрутов и расписание движения.
Основной принцип: прямолинейные маршруты, работающие в обе стороны с минимальным дублированием: одна цель — один маршрут.
Проект транспортной реформы стал частью программы Росатома для территорий присутствия «Люди и города». Для внедрения новой транс-портной схемы город заручился помощью Чепецкого механического завода и госкорпорации «Росатом» – в разработке новой транспортной схемы, обустройстве остановок и установке павильонов и информационных стендов. Все это стало возможным благодаря поддержке главных партнеров города – Росатома, ТК ТВЭЛ и АО ЧМЗ.
Автобусы в цифре
На конец 2023 года большая часть автобусов передавала данные в региональную навигационно-информационную систему (для отслеживания исполнения расписания и подсчёта выполненной транспортной работы, по которой рассчитываются субсидии).
Также автобусы транслировали данные в Яндекс.Транспорт: автобусы можно отслеживать в Яндекс Go и Картах.
Происходит цифровая трансформация общественного транспорта: развёрнута городская цифровая система управления маршрутами и диспетчеризации перевозок.
Мобильное приложение «Глазов Транспорт» позволит планировать поездки, отслеживать автобусы напрямую из диспетчерской системы (на старте 1, 3, 5, 7 маршруты), получать оповещения об изменениях работы сети, в перспективе: пополнять транспортные карты и покупать проездные.
Валентин Наговицын, координатор транспортной реформы, ответственный за цифровизацию общественного транспорта, председатель правления Союза «Смарт-Глазов».
Главная перемена 2023-го года
- Главное изменение, которое хотелось дать жителям в самом высоком качестве по городской среде в 2023 году – транспортная реформа, - считает глава города Сергей Коновалов. – Мы готовились к внедрению новой транспортной схемы, провели огромную предварительную работу и запустили автобусы по новым маршрутам с первого сентября, дав обещание закончить эту работу к первому февраля 2024 года.
Основные изменения связаны с выпрямлением маршрутов для того, чтобы сократить проезд из точки А в точку Б для большинства жителей. Исходя из анализа больших данных, категория тех, кто выиграл, больше – но те, кто доволен, как правило, не высказываются в соцсетях. Пишут те, кого эта реформа затронула в негативном ключе. В частности, много обращений от старшего поколения, которому либо стало неудобнее добираться, либо просто не сориентировались в новых маршрутах.
Что касается реализации реформы, могу сказать, что трое из четырех перевозчиков находятся в удовлетворительном исполнении требований контракта – они полностью провели цифровизацию транспорта, что позволило нам контролировать транспортную работу в режиме онлайн и выплачивать субсидии за перевозку льготников уже не по бумажным отчетам, а под контролем цифровых сервисов.
У четвертого перевозчика проблемы с запасным транспортом – те автобусы, которые выезжают на замену, не оборудованы надлежащим образом, и, когда они выходят на линию, то попросту пропадают из цифровой навигации. Эти два-три маршрута и вызывают наибольшее количество нареканий по соблюдению расписания. Мы очень плотно работаем с этим автоперевозчиком – задача стабилизировать полностью цифро-вые сервисы, это даст возможность по карте города контролировать в целом расписание, выплачивать субсидии по заслугам.
Еще одно направление работы – замена подвижного состава. Один из перевозчиков обновил 60 процентов своих автобусов в соответствии с договором. При поддержке Миндортранса УР мы помогли перевозчикам войти в льготную программу по замене транспорта, однако сейчас на заводах образовалась большая очередь на новые автобусы, так как основная часть транспорта производится на нужды СВО.
Мнение горожан о транспортной реформе
Лариса Лекомцева,
Работает в заводоуправлении ЧМЗ:
- Я живу на аэродроме. Раньше я добиралась до завкома за сорок минут. Теперь за десять. Благодаря Яндекс.Картам я вижу, где мой автобус. Это очень удобно.
Татьяна Яковлева, парикмахер, работает на дому:
- Я живу у «Снежка», и мне стало очень удобно. У «тройки» появились новые остановки как раз напротив моего дома. Я спокойно сажусь и еду в новый район. Раньше мне на это надо было гораздо больше времени.
Ольга Трофимова, продавец «Магнита»:
- Раньше я ждала «восьмерку» и не понимала, сколько еще стоять и ждать. Теперь у нас на улице Колхозной появилась еще одна остановка – только в обратном направлении. Благодаря этому, даже если автобус чуть задерживается, я могу сесть с остановки на противоположной ст-роне – уже не мерзну, а доезжаю до Штанигурта и потом еду в город. Никогда не опаздывала еще. Очень стало удобно.
Сергей Татауров, водитель «Энергоремонта»:
- У меня вообще никаких претензий нет. Все в шаговой доступности, всё очень удобно. Добираюсь до работы на автобусе.
Любовь Кропачева, многодетная мама:
- В нашем городе есть водитель, который всегда здоровается с пассажирами, дарит конфеты детям. Его зовут Александр Родионов. Она работает на седьмом маршруте. Вот побольше бы нам таких водителей – мои дети от него просто в восторге!