Аферистов научили разбираться в электросчётчиках
Массовая телефонная атака накрыла несколько российских регионов в июле. Установка или поверка электросчётчиков, перерасчёт платежей за электричество и даже скидки на услуги ЖКУ в честь юбилея – мошенники представляются сотрудниками энергокомпаний.
На днях один из таких звонков поступил главному редактору нашей газеты. Мужчина сообщил, что его компания выиграла федеральный конкурс на установку электросчётчиков и предложил составить заявку на приглашение специалиста на «Госуслугах».
Зачастую никаких подозрений у людей такие звонки не вызывают, потому что аферисты хорошо разбираются в технических деталях и разговаривают вежливо и убедительно.
Однако в данном случае звонок в Глазов поступил с номера телефона сотового оператора южного региона.
Что делать, если вам позвонил «вежливый» электромонтёр и как проверить, не взял ли он после разговора кредит по вашим документам?
Конечно, лучше всего не начинать разговор. Не отвечать на незнакомые телефоны. Но в случае с руководителем крупной медиакомпании этот способ не вполне подходит. Редактору звонят все и отовсюду. Тогда как отличить работника честной компании от афериста?
Есть несколько способов. Первый – уточните название компании и закончите разговор. После найдите контакты энергопредприятия, перезвоните туда и уточните, действительно ли его сотрудник общался с вами.
Однако этот способ небезопасный - мошенники создают фальшивые сайты, сайты-двойники и фирмы-однодневки. Телефоны в них могут оказаться настоящими, а вот сами сайты и компании липовыми и опасными.
В случае с последней атакой, накрывшей российские регионы, во время беседы с электриками-аферистами приходит СМС от «Госуслуг» с кодом – мошенники просят его назвать. Как только вы продиктуете код или введете его самостоятельно, они получат доступ к вашему аккаунту и могут оформить на него кредиты или вывести деньги с банковских счетов.
Ни в коем случае не называйте коды из СМС, не сообщайте по телефоны свои личные данные, особенно номер банковской карты, данные паспорта, СНИЛС, ИНН.
В Москве и Подмосковье массовые атаки начались с конца мая, пострадавших уже много. Правоохранительные органы сообщают, что мошенники сообщают, будто клиентам «энергокомпаний» положена выплата 70 000 рублей в честь «в связи с достижением 50-летия». Люди верят, сообщают номера своих банковских карт, паспорт, СНИЛС, ИНН. Далее им сообщают, что от их имени были направлены деньги на финансирование террористов. Некоторые пугаются и оформляют кредиты для переводов мошенникам, которые «берутся урегулировать этот вопрос».
Аферисты активизируются в чатах многоквартирных домов. От имени соседей они якобы продают остатки стройматериалов, мебель и другое имущество, собирают деньги на бездомных животных или больных детей. Всё выглядит вполне правдоподобно, так как чаты и сообщества закрытые и посторонних в них быть не может.
Однако реальность такова, что цифровые мошенники научились использовать лазейки в закрытых виртуальных пространствах и даже приватные личные кабинеты на Госуслугах теперь с лёгкостью могут перестать быть приватными. Если вы, конечно, сами не передадите аферистам ключи от вашего цифрового дома.
Как сообщает телеканал Известия, жулики, получив доступ к Госуслугам, берут кредиты в различных финансовых организациях, выводят деньги. Большинство пострадавших – пенсионеры. Вместе с тем, с июля 2024 года в России начал работать закон, по которому банки должны проверять денежные переводы клиентов и в течение 30 дней возмещать им похищенные средства. Однако как будет работать закон на деле, пока неизвестно, ведь 30 дней с момента начала его действия ещё не прошло.