Где запускают «сердца» для АЭС
Подмосковный город Подольск чем-то похож на Глазов. Тоже - город атомщиков. Но, прежде всего, город науки. Задачи, которые решают подольские инженеры - конструкторы, технологи, химики, физики, математики, - поистине планетарного масштаба.
Общение с ними и знакомство с их работой оставляет огромное впечатление. Не удивительно - от них весь мир уже много лет под большим впечатлением.
В Подольск мы приехали по приглашению «Росатома». В программу пресс-тура, который организовала госкорпорация, вошли самые легендарные предприятия атомной отрасли. Первыми были знаменитый «Атоммаш» и Ростовская АЭС, о них читателям «Красного знамени» рассказывала журналист Наталья Коротаева.
Мы с фотокорреспондентом Александром Ешмеметьевым и с журналистами других «атомных» городов и регионов побывали в опытном конструкторском бюро «Гидропресс» в Подольске и на первой атомной станции в Обнинске.
Ровесники атомной отрасли
Как и в Глазове, новая история Подольска началась в середине прошлого века, когда было принято решение разместить здесь предприятия оборонного комплекса. Как и наш ЧМЗ, эти предприятия строили не только производственные корпуса, но и жилье, детские сады, школы, поликлиники, всю социальную сферу.
Подольск - очень красивый и зеленый город. Современный и древний. Есть дома-сталинки и высотки. Действует невероятной красоты храм Знамения Богородицы, построенный из белого камня князем Голицыным во времена Петра Первого. Украшенный скульптурами и резьбой по камню, он уникален по архитектуре. Вторая подобная церковь, говорят, есть только где-то в Италии.
Дороги в Подольске прямые и ровные. Везде, куда ни посмотришь, цветы. На клумбах, на разделительной полосе городских магистралей, на газонах, в зеленых сквериках, которых в Подольске великое множество.
Такой же зеленый дворик с альпийской горкой и экзотическими растениями окружает здание ОКБ «Гидропресс». На всей территории предприятия не курят. Это проблема для гостей-курильщиков. А для ядерщиков «Гидропресса» - производственная культура и корпоративная политика.
Что еще поразило, среди них одинаково много и молодых людей, и ученых, убеленных сединами. «Сплав опыта и молодости рождает новые идеи», так подписан один из снимков юбилейного фотоальбома предприятия. Год назад «Гидропресс», входящий в дивизион «Атомэнергомаш», отметил 70-летие со дня образования. Опять же, как и ЧМЗ Глазова. Ровесники атомной отрасли.
От войны к миру
В конце войны и первые послевоенные годы образовано большинство предприятий атомной отрасли нашей страны. В каждом глубоко засекреченном подразделении выполняли свои задачи: добывали и обогащали уран, исследовали ядерные реакции, конструировали первые реакторы, производили и испытывали необходимое оборудование. И все вместе работали ради единой цели - создания ядерного щита. Нам нужна была своя атомная бомба.
Первое успешное испытание атомной бомбы в СССР, напомним, прошло в 1949 году. Практически сразу ставится другая цель - мирный атом. Парогенератор и теплообменники для первой в мире атомной электростанции в Обнинске разрабатывали на ОКБ «Гидропресс». Как записано в летописи предприятия, 1951 год, апрель - начало проектирования, 1954 год, 27 июня - пуск АЭС в Обнинске.
Без компьютеров, на чертежных кульманах, с логарифмическими линейками и карандашными эскизами в нереально сжатые сроки закладывалась основа будущих атомных энергоустановок.
Опередившие время
Разработка реакторов военного назначения тоже есть в истории «Гидропресса». С особой гордостью здесь говорят о проекте ядерной установки для атомной подводной лодки проекта 705К.
- Эти лодки называли кораблями, опередившими время, - рассказывает наш гид по предприятию, заместитель начальника научно-технического отдела Сергей Сорокин. - Численный состав судна был всего 32 человека, из них только один не был офицером ВМФ. Подлодки были самыми быстроходными в мире и даже попали в Книгу рекордов Гиннеса. Не существовало торпед, которые могли бы догнать их. Высокая скорость и маневренность позволяла субмарине на полном ходу делать разворот на 180 градусов менее чем за минуту!
Для США подлодки серии «Альфа» (по классификации НАТО) стали неприятным сюрпризом. И когда в 90-х годах начались переговоры о конверсии, первое, что потребовали американцы - снять лодки с боевого дежурства. Ельцин пошел на поводу. Субмарины утилизировали.
Пятерка по технологиям
Знаменитые атомные подлодки были оснащены реакторными установками с жидкометаллическим теплоносителем на основе сплава свинца и висмута. Их проектирование началось еще в 50-е годы, и эта технология очень пригодилась в 90-е, когда на основе судовых установок разработали энергетические реакторы со свинцово-висмутовым теплоносителем.
Изучение перспективности натриевого теплоносителя тоже начиналось в 50-е годы. Теперь по этому направлению мы лидируем в мире.
В середине 60-х годов «Гидропресс» разработал исследовательскую установку БОР-60. Опытный реактор, который установлен в Димитровграде, предназначен для отработки и проверки основных технических и технологических решений на атомных станциях с реакторами на быстрых нейтронах. Проведенные на нем исследования стали огромным вкладом в науку. Что важно, аналогичные установки, построенные в те же годы, сегодня выведены из эксплуатации, а БОР-60 служит до сих пор, почти полвека.
Всего в разные годы по проектам ОКБ созданы энергетические ядерные установки по пяти различным технологиям. Из них приоритетной сегодня является технология ВВЭР - водо-водяного энергетического реактора или, как называют его в мире, реактора воды под давлением. Так что завуалированное название ОКБ, получается, полностью оправдано, «Гидропресс» - вода и давление.
Доступно о сложном
Можно ли изучить основы ядерной физики за один день? А у нас даже дня не было, час с небольшим. Зато был уникальный лектор – Михаил Быков, заместитель генерального конструктора ОКБ «Гидропресс».
Он - потомственный конструктор и атомщик. Отец Михаила Быкова был одним из трех разработчиков горизонтального парогенератора для реакторных установок – это наше российское, вернее, советское ноу-хау.
- Больше нигде в мире горизонтальные парогенераторы не делают, на Западе используют вертикальные. Наши, может, и проигрывают в экономике, КПД ниже, но превосходят вертикальные аналоги в надежности и безопасности, способны работать даже в случаях полной потери электроснабжения, а естественная циркуляция обеспечивает надежный отвод тепла, - разъясняет Михаил Быков. - В вертикальном парогенераторе циркуляция может разорваться, тогда образуется так называемый паровой пузырь, этот эффект сработал на одной из атомных станций в США. В наших реакторах типа ВВЭР парового пузыря не может быть в принципе по конструкции.
Поколения будущего
Техническое задание на проект первого отечественного водо-водяного энергетического реактора было разработано в 1955 году под руководством академика Игоря Курчатова. ВВЭР, как сейчас принято говорить, первого поколения мощностью 210 МВт был установлен на Нововоронежской АЭС.
Энергоблоки постоянно усовершенствовались, научная мысль не стоит на месте. Больше всего в мире установлено ВВЭР второго поколения. А прошлой весной на 6-м блоке той же самой Нововоронежской станции был установлен энергоблок поколения 3+.
На нем применены уникальные и не имеющие аналогов в мире системы безопасности. В их числе система пассивного отвода тепла от реактора (работает в случае отключения электричества), рекомбинаторы водорода (они не дают взрываться водороду, как при аварии на Фукусиме) и ловушка расплава активной зоны (в случае аварии никакие радиоактивные элементы в окружающую среду не попадут).
В поход по миру
Доступно и понятно Михаил Быков рассказал о других преимуществах ВВЭР перед реакторами главных конкурентов - американской компании Westinghouse и французской Areva. Не вдаваясь в технические подробности, скажу главное: мы свой энергоблок поколения 3+ ввели в промышленную эксплуатацию в феврале 2017 года, а французам и американцам пока не удалось даже выйти на этап загрузки топлива в энергоблок.
Срывая сроки ввода в эксплуатацию АЭС, наши конкуренты теряют не только доходы, но и мировой авторитет. Мы, наоборот, его поднимаем и расширяем территорию сотрудничества. По проектам «Гидропресса» построены и успешно работают атомные станции в Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии, Финляндии, Украине, Армении, Китае, Иране и Индии. Ведется сооружение энергоблоков АЭС в Китае и Белоруссии, начаты работы в Турции, Индии, Вьетнаме и Бангладеш.
Каждый заказ - индивидуален. Учитываются и разрабатываются конструкторские решения по самым разным факторам: сейсмические особенности, температурный режим - круглый год жара или арктический холод, как на станции на Кольском полуострове. Это не серийное производство, двух одинаковых АЭС в мире нет.
Реакторные установки на станциях образно называют «сердцем» АЭС. Это сердце благодаря ОКБ «Гидропресс» работает надежно и бесперебойно. Если сложить время работы всех установленных реакторов ОКБ, то в общей сложности срок безаварийной службы составит более 1,7 тысячи лет. Впечатляет?
На «Гидропрессе» не только разрабатывают проекты, но и производят продукцию для нужд атомных станций, в частности модернизированный шаговый электромагнитный привод системы управления защиты (СУЗ). Он используется для пуска, регулирования мощности и останова реактора.
Каждый привод проходит испытания на специальных стендах в условиях максимально приближенных к тем, в которых он работает в составе реактора. В день нашего визита на стендах проходил проверку последний из приводов для первого блока Белорусской АЭС. В дальнейших планах - изготовление приводов для Ленинградской АЭС.