Баннер
Последнее обновление
16.02.2018 14:24
Здравствуйте, Гость
Впервые на этом сайте? Узнайте о новых возможностях!
Новости
 

Нашествие

E-mail Печать

В Глазов пришли крупные торговые сети

Несколько последних дней редакция живет в состоянии шумовой атаки: жужжат электродрели, стучат молотки, разрывает барабанные перепонки грохот сносимых внизу перекрытий. На первом этаже дома по улице Первомайской,1 идет ремонт: в скором времени здесь откроется уже восьмой по счету магазин широко известной в России крупной торговой сети «Магнит». В очередной раз местная торговля сдает позиции и отступает под натиском федералов. Для кого-то это хорошо, а для кого - плохо?



Налоги мимо кассы

Городской казне нашествие федеральных торговых сетей ничего хорошего не сулит, считает Надежда Герасимова, заместитель начальника отдела торговли администрации города.


- Федеральные и региональные сети, кроме налога на доходы физических лиц, в бюджет города ничего не платят. Все другие налоги остаются по месту регистрации торговых компаний - в Краснодаре и Ижевске, - говорит Надежда Герасимова. - В то же время федеральные сети-гиганты имеют огромные скидки от поставщиков, поэтому могут существенно снижать цены. И для покупателей наличие магазинов с дешевыми продуктами – благо. За те же деньги они могут купить больше товаров, чем раньше.


Препятствовать вхождению на рынок торговых сетей городские власти не имеют права. Все это прописано в федеральном законе «О регулировании торговой деятельности». В антимонопольный комитет из Глазова был послан специальный запрос: нет ли угрозы, что федеральная сеть со своими ценами вытеснит местных предпринимателей и станет монополистом? Глазовчан успокоили - если оборот сетей не превышает 25 процентов от общего объема продаж, то волноваться нечего. Но точных данных статистики нет.


По заявлению министра торговли республики, продажа товаров в торговых сетях в Удмуртии составляет лишь 20 процентов, остальное реализуется на рынках и в отдельных магазинах. При этом существующие площади супермаркетов и гипермаркетов превышают нормы: при нормативе 471 квадратный метр на тысячу человек в республике приходится 700 квадратных метров торговых площадей в крупных торговых комплексах.

 

 

Манок желтого ценника

Покупателю безразлично, кому именно принадлежит магазин и куда его владелец платит налоги. Главное – цены и качество продуктов. К низким ценам в торговых сетях глазовчане привыкли быстро.


Люди старшего поколения заранее знают, какие именно товары в тот или иной день будут продаваться в сетевых магазинах со скидкой, и целенаправленно идут делать покупки. Не жалеют времени и ног, чтобы пройти от дома подальше, но купить дешевле.


Многие семьи подъезжают к супермаркетам на машинах и затовариваются продуктами на всю неделю вперед. Кто-то обращает внимание только на «желтые ценники». Среди моих знакомых нет ни одного человека, кто хотя бы раз не польстился на скидки: вот есть дома подсолнечное масло, но тут оно такое дешевое! Возьму пару бутылочек впрок!


Понимая, что дешево - не значит качественно, мы научились проверять срок реализации продуктов в супермаркетах. Если до окончания срока еще пара дней, то берем - не отравимся и сэкономим.


Глазовчанам, наконец, стали доступны привозные фрукты и овощи – в супермаркетах они значительно дешевле, чем в обычных фруктовых лавках. Местная продукция тоже ценами радует, фирменные магазины от производителей с ними тягаться не могут – объемы не те.

 

 

Домашний магазин

И все-таки жаль, что продуктовый магазин по улице Первомайской, 1 со множеством отделов закрылся. Нас, журналистов, как и других постоянных покупателей, там все продавцы в лицо знали, знали наши предпочтения и вкусы, советовали, что лучше купить, откладывали товар, если надо, до вечера. И уж точно не обманывали, не обвешивали, не продавали залежалый товар.


Такие же доброжелательные и взаимно вежливые отношения складываются между продавцами и покупателями во всех маленьких магазинчиках города.


- Часто наши магазины называют домашними – за покупками в тапочках и халате могут прийти, - отмечает Маргарита Чекунова, директор городской сети магазинов «Мария». Она подтверждает, что появление федеральных и региональных сетей сказывается на объемах продаж в других магазинах:


- Мы не растем, не расширяемся, стоим на месте. С учетом инфляции это означает, что объемы падают. Повлиять на ситуацию с помощью административного ресурса невозможно, спрос диктует рынок. И противопоставить можем только одно: качество товаров. Возросшая конкуренция заставляет более гибко реагировать на внутренний ассортимент.

 

К примеру, если у сетевиков дешевые импортные яблоки, то мы их уже не берем, везем краснодарские и молдавские. Супермаркеты сами пекут хлеб, а мы предлагаем покупателям широкий перечень хлебобулочных изделий производства городских и районных пекарен. Нас сейчас поддерживают оптовики. Им невыгодно, чтобы в числе клиентов оставался лишь один гигант, выживший всех других конкурентов. Закупая огромные объемы, он диктует свои цены и заламывает руки поставщикам.

 

Поэтому оптовики заинтересованы, чтобы мы остались на продуктовом рынке. Нас должно быть много: и супермаркетов, и домашних магазинов в шаговой доступности от дома.

 

 

Наши: отступают или выжидают?  

Другой глазовский предприниматель Юрий Савченко дает пессимистический прогноз на будущее маленьких магазинов:
- В наших магазинах объемы продаж упали процентов на 15. Нашествие федеральных сетей – прямая угроза мелкому бизнесу в городе. Тягаться с ценами, которые предлагают они, мы не в состоянии. Многие не выдержат, закроются. Но думать об этом власти надо было раньше, сейчас уже поздно что-то изменить.


- Всем эти федералы поперек горла встали, - сокрушается еще один представитель городских торговых сетей. – Но что мы можем сделать? Мы – мелкие сошки. Выживаем за счет района, где открыты наши магазины. До деревень сети еще не дошли. 


- В соседнем с Удмуртией Татарстане движение крупных федеральных сетей ограничили в пользу своих товаропроизводителей, - отмечает директор сети магазинов «Гурман» Игорь Кулинский. – В нашей республике давление федеральных сетей на местный бизнес существенное.

 

Тот же «Столичный» не выдержал конкуренции, на грани закрытия и многие другие предприниматели республики. Нас выручает собственное производство, мы быстрее реагируем на изменение покупательского спроса. Цены на продукты у нас не выше, чем в супермаркетах, а по ряду позиций даже ниже. 


Два фирменных отдела из закрывшегося по соседству продуктового магазина «Гурман» приютил у себя. Это магазины «Удмуртской птицефабрики» и «Глазов-Молоко».


- Надо поддерживать наших производителей, - считает Игорь Кулинский. – Многие покупатели из супермаркетов стали возвращаться к нам. Будущее в равной степени будет и за крупными сетями, и за небольшими магазинами. 

 

 

Почему закрылся «Столичный»

Должна быть конкуренция и между сетевыми компаниями. Еще год назад в Глазове работали магазины трех региональных торговых сетей: «Ижтрейдинга», «Столичного» и «Лукоморья». Сейчас остался один «Ижтрейдинг». По неофициальным сведениям, именно эта сеть займет освободившиеся торговые площади «Столичного» на улице Толстого.


От «Лукоморья» на красивом фасаде «Пассажа» остались только дырки после снятой вывески. Глазовчанам этот магазин запомнился дорогущими ценами и небогатым, по сравнению с ижевским «Лукоморьем», ассортиментом.
А вот почему все-таки закрылся «Столичный»?


Весной этого года в республике разразился скандал: ЗАО «Юлена», владелец сети магазинов «Столичный», обвинялось в недобросовестном поведении и нанесении финансовых потерь своим поставщикам. Руководители нескольких предприятий республики были вынуждены обратиться с открытым письмом к президенту Удмуртии и министру внутренних дел.


В письме отмечалось, что еще в прошлом году руководство «Юлены» задолжало огромную сумму партнерам и поставщикам. Последние сократили отгрузки. Покупатели «Столичного» стали отмечать резкое сокращение ассортимента, пропажу продукции местных производителей, ухудшение качества товаров.


Когда безнадежность положения стала очевидна, компании-поставщики начали массово обращаться в суды с требованием о погашении задолженности. В арбитражный суд Удмуртии хлынули десятки исков против «Юлены» - всего их подано более ста. В числе подписавших открытое письмо - Сарапульский ЛВЗ и торговая компания «КОМОС ГРУПП».

 

На днях знакомая пенсионерка рассказывала:
- Каждую неделю ездили с сыном на машине в гипермаркет. Все, больше не будем! Цены выросли. Мясо дороже, чем на рынке, молоко теперь выгоднее в фирменных отделах покупать…


Первый тревожный звоночек. Может, кто-то другой из крупных игроков Глазовом заинтересуется? Площади бывшего «Столичного» на улице Советской пока пустуют.

 

На всю Россию!

В «КОМОС ГРУПП» признаются, что взаимоотношения с торговыми сетями строятся непросто, за счет поисков компромиссов. Производитель заинтересован в максимальной прибыли, сети – в максимально низких ценах поставки.


У крупнейшего агрохолдинга Удмуртии «КОМОС ГРУПП» есть своя фирменная торговая сеть, насчитывающая около тысячи специализированных отделов и магазинов. Но, несмотря на это, ассортимент предприятий холдинга будет представлен и в федеральных торговых сетях.


Супермаркеты охотно берут и кезский сыр, и глазовское куриное мясо, глазовское и сарапульское молоко, так как эта продукция востребована, доверие покупателей к ней высоко, и глупо вытеснять ее завозимыми продуктами. Как стало известно, договор о поставке продуктов «КОМОСа» в магазины сети «Магнит» на 2013 год подписан.


Благодаря федеральным сетям, нашу продукцию знают во многих регионах России. То же куриное яйцо Вараксинской птицефабрики представлено во всех столичных супермаркетах класса «премиум».

 

Читайте также...